Встречка в бухгалтерии что это - Puzlfinance.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Встречка в бухгалтерии что это

По встречке

В наше время можно купить любые бухгалтерские документы и фирменные печати. Поэтому налоговики не слишком верят первичным бумагам и в особо подозрительных случаях организуют встречные проверки.

Материал предоставлен журналом
«Расчет» (№9, 2003)

Ознакомиться с содержанием номера
вы можете в разделе «Периодика»
либо непосредственно на сайте журнала
www.raschet.ru

В наше время можно купить любые бухгалтерские документы и фирменные печати. Поэтому налоговики не слишком верят первичным бумагам и в особо подозрительных случаях организуют встречные проверки.

Что такое встречка?

Встречные проверки упоминаются в статье 87 Налогового кодекса. В ней говорится, что налоговики могут потребовать у контрагентов проверяемой фирмы любые документы, которые относятся к ее деятельности. И сделать это они могут только в рамках выездной или камеральной проверки. То есть до начала любой из них инспекторы не имеют права собирать информацию о компании у ее партнеров по бизнесу.

Как правило, налоговики проводят встречные проверки, если документы фирмы вызывают у них сомнения (нечетко заполнены, много исправлений и т. д.). Основная цель инспекторов — сопоставить данные этих документов с данными контрагентов компании и определить, есть ли между ними расхождения.

Иногда встречка неизбежна. Так, налоговики должны проводить встречные проверки всех поставщиков экспортеров. К этому их обязывает внутренний приказ МНС от 3 сентября 2001 г. № БГ-14-03/106дсп.

Общее же правило таково: чем больше у вашей фирмы покупателей или продавцов, тем больше вероятность того, что вы столкнетесь со встречкой. Либо документы попросят у вас, либо, наоборот, у ваших партнеров по бизнесу.

Лучше быть доступным

Чаще всего контрагенты «разбросаны» по разным районам и даже городам. Поэтому инспектор обязан направить запросы в налоговые, в которых партнеры проверяемой фирмы стоят на учете. Получив запрос, инспекция должна провести встречную проверку, а затем сообщить о результатах запросившему налоговику.

Если проверяемая фирма и ее партнеры состоят на учете в одной налоговой, проводить встречки и основную проверку будет один и тот же инспектор.

Порядка назначения и проведения встречных проверок в Налоговом кодексе нет. Поэтому налоговики действуют по общим правилам «истребования документов». Им посвящена статья 93 Налогового кодекса.

Прежде всего инспектор составляет письменное требование с перечнем бумаг, которые партнер проверяемой фирмы должен представить в течение пяти дней. В противном случае его оштрафуют на пять тысяч рублей. Если документы фирма-контрагент все равно не принесет, их возьмут принудительно. Такое право налоговикам дает статья 94 Налогового кодекса.

Вручать требование налоговики предпочитают лично, чтобы точно знать, принесут от фирмы бумаги или нет. Вам позвонят и попросят прийти в инспекцию. Не дозвонятся — отправят требование по почте на юридический адрес фирмы. Если он не совпадает с фактическим адресом, то договоритесь, чтобы вам сообщали о приходящей корреспонденции. Иначе не узнаете о требовании, и вашу фирму оштрафуют.

Предпочтительнее, если налоговики свяжутся с вами по телефону. В этом случае можно уточнить у них список необходимых документов и даже попросить немного подождать. Обычно инспекторы соглашаются на это, так как несколько дней не имеют для них большого значения. Вы же сможете потратить их с пользой для себя и своих партнеров: еще раз сверить документы и убедиться, что все «чисто». Поэтому, если у вашей фирмы изменился номер телефона, сообщите об этом в налоговую инспекцию в отдел регистрации налогоплательщиков.

Скрываться от налоговиков не стоит, так как фирме, у которой запрашивают документы, в принципе ничего не грозит: проверяют-то не ее. Правда, заметив что-либо подозрительное в полученных документах, налоговики могут включить вас в график выездных проверок на следующий квартал. Но такие случаи довольно редки.

Конечно, лучше всего, если вы, как партнер, прежде чем нести бумаги в налоговую, свяжетесь с проверяемой фирмой. Этим убьете сразу двух зайцев.

Во-первых, выясните, действительно ли у фирмы идет проверка (иногда налоговики проводят встречки до начала выездной или камеральной проверки, что незаконно).

А во-вторых, согласуете с ней свои действия и решите, какие бумаги и в каком виде стоит нести. Возможно, отложив пару «лишних» документов, вы окажете своему партнеру неоценимую услугу и в аналогичной ситуации тоже сможете рассчитывать на его помощь.

Согласованные действия во время встречной проверки очень важны, так как, если данные контрагентов по каким-то причинам не совпадут с данными проверяемой фирмы (у которой идет выездная или камеральная проверка), последствия для нее могут быть весьма нежелательными. Налоговики с удовольствием доначислят ей налоги, пени и штрафы.

В этой ситуации задача проверяемой фирмы — придумать наиболее приемлемое объяснение расхождению. Например, можно сказать, что бухгалтер контрагента, у которого налоговики запрашивали документы, допустил арифметическую или техническую ошибку, потерял какие-то бумаги и т. д. (контрагенту это ничем не грозит).

Налоговики, конечно, все равно доначислят проверяемой фирме налоги, пени и штрафы, но доказать что-либо в суде скорее всего не смогут. Согласно статье 3 Налогового кодекса, все неустранимые сомнения в виновности фирмы должны трактоваться в ее пользу.

Возможна ситуация, когда налоговики не могут провести встречные проверки, поскольку не нашли контрагента. Многие думают, что хуже этого ничего не может быть. Но жизнь доказывает обратное: если ваши контрагенты — фирмы-однодневки, которые существуют только на бумаге, встречки вам вообще не страшны. Любой суд скажет, что фирма не несет ответственности за своих поставщиков. Тому есть подтверждение в виде обширной судебной практики. Например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 сентября 2001 г. № А56-3855/01 или постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 марта 2003 г. № КА-А41/1306-03.

Права налоговиков при встречных проверках не безграничны. Во-первых, они не могут не только изымать, но и требовать те документы, которые не связаны с проверяемым контрагентом. Поэтому, если у вас запросили лишние бумаги, вы вправе отказать.

Если же налоговики обратятся в суд, чтобы взыскать штраф, они зря потратят время. Суды в этом случае принимают сторону фирм (например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 мая 2002 г. № А42-1401/0223).

Во-вторых, в своем требовании налоговики не должны ограничиваться общими формулировками вроде «Представить все документы, связанные с деятельностью ООО (ЗАО, ОАО). «. Они должны указать конкретные бумаги, которые следует принести фирме. В противном случае штрафовать вас инспекторы тоже не могут (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2001 г. № А42-4625/00-5).

Иногда налоговики очень торопятся и указывают в требовании сроки представления документов, которые составляют менее пяти дней с момента его получения фирмой. Не стоит идти у них на поводу, так как взыскать штраф через суд они все равно не смогут (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 мая 2002 г. № А42-1401/0223).

Не смогут налоговики взыскать штраф через суд и в случае, если они не составили письменное требование. Без него нести документы в инспекцию фирма не обязана.

Имеете полное право

Довольно часто инспекторы просят не только представить заверенные копии каких-либо документов, но и составить различные обобщающие таблицы. Тем самым они хотят переложить на вас часть своей работы по анализу и проверке бумаг. На такое требование можно сразу ответить отказом, и штрафовать вас будет не за что, так как сводные таблицы документом не считаются.

А можно и не отказывать налоговикам и постараться «выменять» таблицы на дополнительное время или сократить количество представляемых документов, которых иногда бывает неоправданно много.

В целом же встречная проверка не так страшна, как кажется. И прежде всего это очень хороший тест для самой фирмы. Пройдя его, вы поймете, насколько слажены ваши партнерские отношения и стоит ли их продолжать дальше.

Встречные проверки, взаимоотношения с налоговыми органами

Встречные проверки, взаимоотношения с налоговыми органами

Как только организация получает уведомление, у бухгалтера возникает дилемма — предоставить документы (информацию) или проигнорировать требование.

Наверное, каждый бухгалтер со стажем сталкивался с ситуацией, когда организация получала от налоговиков требование о представлении документов (информации) в рамках встречной проверки. Эта процедура чаще всего по объему документации не особо трудоемкая, но …она все-же отнимает время, которое у бухгалтера и так на весь золота. Что же такое «встречка» и алгоритм действий в данной ситуации?

Для начала определимся с понятием «встречная проверка»

В отличие от ранее действующей редакции ст. 87 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), в которой было прямо закреплено понятие встречной налоговой проверки, в действующей редакции нет упоминаний о встречных проверках. С 1 января 2007 г. ст. 87 НК РФ предусматривает только два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. О встречных проверках прямо в кодексе упоминаний нет. На это указывает и Минфин РФ в письме от 14.09.2009 N 03-02-07/1-425. Однако в ст. 93.1 НК РФ указано, что налоговые органы вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика у иных лиц, располагающих такими документами (информацией), а также установлены правила истребования информации относительно конкретных сделок у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Соответственно по сути своей данная статья и определяет природу встречной налоговой проверки. Принимая во внимание, что НК РФ в настоящее время закреплено только два вида налоговых проверок, получается, что встречная проверка не может называться налоговой проверкой. Встречная проверка не предназначена для контроля правильности уплаты налогов в бюджет, по ее результатам не выносятся решения, обязательные для налогоплательщика, она, по сути, является элементом выездной или камеральной налоговой проверки. Ее проводят с целью получить документы (информацию) от контрагентов проверяемой организации-налогоплательщика в ряде случаев, например:

  • у налоговых органов есть основания предполагать какие-либо нарушения в полноте и достоверности предоставленных проверяемым налогоплательщиком сведений о своей хозяйственной деятельности;
  • необходимость подтвердить или опровергнуть предположения о наличии применяемых налоговых схем;
  • определить реальность существования контрагентов;
  • есть подозрения о наличии фиктивных сделок;
  • установить идентичность и подлинность первичных финансово-хозяйственных документов и т.д. Проверяемой организацией в данной ситуации считается только та организация, которую проверяют в рамках выездной или камеральной налоговой проверки.

Что такое «встречка» определились, теперь необходимо определиться с тем, что мы готовы предоставить, в какие сроки и готовы ли вообще предоставить информацию.

Итак, получили «письмо счастья»:

Сначала определимся с тем, что послужило основанием для встречной проверки.

Основанием для истребования документов является проводимая в отношении вашего контрагента выездная или камеральная проверка, а также при назначении дополнительных мероприятий в рамках налогового контроля (п. 1 ст. 93.1 НК РФ)

Основанием для получения информации о конкретных сделках с вашими контрагентами являются чаще всего проводимые предпроверочные мероприятия в отношении вашего контрагента (п. 2 ст. 93.1 НК РФ)

Определяем правомочность истребования документов (информации).

В соответствии с Письмом Минфина России № 03-02-07/1-438 от 11.10.2007 г. в рамках встречной проверки налоговые органы вправе истребовать только документы и информацию, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Если документы (информация) не содержат необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию относительно конкретной сделки с проверяемым налогоплательщиком, требовать их в рамках названной проверки налоговые органы не вправе.

Определяем период, в рамках которого налоговый орган вправе запросить (информацию).

В письме от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519 Минфин России отметил, что ст. 93.1 НК РФ не установлено ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Обратите внимание на то, что НК РФ в пп. 8 п. 1 ст. 23 обязывает налогоплательщика в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, а Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. п. 1 ст. 17 устанавливает обязанность хранения первичной учетной документации, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Читайте также:  Как добавить трафик на тарифе черный

Таким образом, налоговый орган, проводящий проверку вашего контрагента, вправе истребовать у вас документы, относящиеся к периоду, превышающему три календарных года, предшествующих году истребования документов.

Какой налоговый орган вправе истребовать документы (информацию).

Согласно п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговые органы могут затребовать необходимые документы (информацию) от третьих лиц только через инспекцию, в которой эти третьи лица состоят на налоговом учете. В поручении указывается конкретная причина запроса, а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации).

Кому и как направляется требование.

Налоговый орган в течение пяти рабочих дней обязан направить лицу, у которого истребуются документы (информация) требование о представлении документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93 НК РФ. Если указанными способами требование передать невозможно, то оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

К данному требованию в соответствии с п. 4 ст. 93.1 НК РФ прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Срок, в течение которого необходимо предоставить запрашиваемые документы (информацию).

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), обязано исполнить его в течение пяти рабочих дней со дня получения или в тот же срок сообщить о том, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если мы не успеваем своевременно предоставить документы (информацию).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации). В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ налогоплательщик в течение дня, следующего за днем получения соответствующего запроса, имеет возможность письменно уведомить налоговый орган о невозможности своевременного предоставления документов (информации), и обратиться с просьбой об отсрочке. В уведомлении следует указать причины, по которым организация не может предоставить документы в срок (например, большое количество запрашиваемых документов), и указать срок, в течение которого требование может быть исполнено.

Как предоставляется истребуемая документация (информация).

Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. п. 2 и 5 ст. 93 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Минфин России в своем письме № 03-02-07/1-327 от 12 июля 2007 г. указал на то, что налоговым кодексом не предусмотрена обязанность налоговых органов возвращать представленные им копии документов. Важно помнить, что налоговый орган также вправе ознакомиться с подлинниками документов в частности в случае обнаружения несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, а также в случае сверки копий документов с их подлинниками, на это указано в письме Минфина России № 03-02-07/1-1 от 11 января 2009 г.

Если истребуемые документы уже ранее предоставлялись.

В настоящее время в соответствии с п. 5 ст. 93 НК РФ налоговые органы не вправе требовать от контрагентов повторного представления документов, ранее представленных в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок. Однако, несмотря на это ограничение, контрагенту при встречной проверке все же придется представить документы по требованию налоговых органов в случаях, если ранее документы предоставлялись в виде подлинников, которые затем были налогоплательщику возвращены, запрошенные у контрагента для встречной проверки документы были представлены на камеральную или выездную проверку до 1 января 2011 г. или ранее предоставленные копии были утрачены налоговыми органами вследствие форс-мажорных обстоятельств, т. е. в результате стихийных бедствий и т.п.

И все-таки иногда возникает шальная мысль не предоставлять данные или хотя бы отсрочить их предоставление.

Отсрочить предоставление документов (информации) можно направив «своему» налоговому органу письмо с просьбой уточнить отдельные моменты, например:

Получено требование на предоставление информации по сделке, которую нельзя идентифицировать на основании данного запроса.

Перечень документов в требовании не совпадает с перечнем в поручении в связи с тем, что ваши налоговики изменили список истребуемой документации (информации) в сравнении с тем, что запрашивал в поручении налоговый орган проверяемого налогоплательщика.

К полученному требованию отсутствует копия поручения об истребовании документов.

А вот отказать налоговикам в предоставлении документов и избежать штрафных санкций возможно только в случае, если удастся мотивированно доказать, что истребованная налоговиками информация не имеет никакого отношения к проверяемому ими лицу или запрошена с нарушением процедур и сроков.

Обратите внимание, что в соответствии со ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ («Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»), влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч руб. Если же желание не предоставлять информацию возникнет у вас в течение года еще раз, это может вам грозить штрафом в размере 20 тысяч рублей.

Конечно, каждый бухгалтер может привести сейчас ряд способов отказа налоговикам в представлении документов, но решите для себя две вещи:

  • хотите ли вы испортить отношения со своим контрагентом, которому могут отказать в вычетах НДС или снятии расходов по прибыли
  • и хотите ли вы осложнять свои отношения с налоговиками, если вам нечего скрывать?

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка – истребование налоговой инспекцией документов или информации, которые касаются:

деятельности проверяемого налогоплательщика. Такие документы и информация могут быть истребованы не только у контрагентов проверяемого налогоплательщика, но и у любых других лиц, располагающих этими документами или информацией (например, у госорганов) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

любой сделки, заинтересовавшей налоговиков. Такие документы и информация могут быть истребованы не только у сторон этой сделки, но и у любых других лиц, располагающих этими документами или информацией. Например, документы и информация об исполнении договора поставки могут быть истребованы у перевозчика, который доставлял товар от поставщика к покупателю (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Встречная проверка является одной из основных процедур и мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Налоговый контроль – это контроль, осуществляемый налоговыми органами за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами налогового законодательства (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Цель встречной проверки

Целями встречной проверки, осуществляемой налоговой инспекцией, являются:

проверка фактического существования контрагента, взаимодействующего с налогоплательщиком по сделкам, которые заинтересовали налоговые органы;

проверка фактического осуществления операций, отраженных в учете налогоплательщика;

осуществление сверки данных о финансово-хозяйственных операциях, осуществленных между проверяемой организацией и контрагентом организации.

В случае выявления расхождений между данными контрагента и налогоплательщика эти данные исследуются налоговыми инспекторами на предмет того, повлияли ли эти отклонения на правильность формирования налоговой базы или нет.

Если будет выявлено, что произошло уменьшение налоговой базы, то полученные данные фиксируются в акте проверки.

При этом полученные документы по проверке подшиваются к акту проверки и впоследствии служат доказательством вины проверяемой организации в совершении нарушения налогового законодательства.

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. В случае проведения выездной или камеральной проверки (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом на время, в течение которого были отправлены встречные запросы, выездная проверка может быть даже приостановлена. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ.

Кроме этого, данная норма указана в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. В случаях, когда встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

В этой ситуации встречная проверка проводится в период рассмотрения полученных материалов и рассматривается в данном случае, на основании абзаца 3 пункта 6 статьи 101 НК РФ, как дополнительная мера налогового контроля.

Какие документы вправе истребовать налоговые органы при проведении встречной проверки

При проведении встречных проверок налоговым инспекторам предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика.

Об этом говорится в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним инструкциям ФНС такими документами могут быть договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные и иные документы, которые могут содержать необходимую информацию об операциях между проверяемой организацией и с ее контрагентами.

Налоговики могут также потребовать у контрагента сведения о проверяемой организации.

Отметим, что если документы или информация не относятся к предмету проверки, то налоговые инспекторы не имеют права требовать их предоставления.

Основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов)

Есть два основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов):

Во-первых, согласно пункта 1 статьи 9 НК РФ можно истребовать документы и информацию, касающиеся деятельности контрагента, но только в том случае, если проводится его проверка (или дополнительные мероприятия налогового контроля);

Во-вторых, согласно пункта 2 статьи 9 НК РФ можно потребовать информацию по конкретной сделке, касающейся деятельности контрагента, если она необходима вне рамок проверки.

При этом в первом случае, то есть в рамках проводимой у контрагента проверки, налоговые органы могут истребовать любые документы, указав их в требовании.

Здесь есть один нюанс – запрашиваемые документы должны касаться отношений с проверяемой организацией.

Так, например, нельзя запрашивать документы внутреннего учета (карточки бухгалтерских счетов, книги продаж, договоры с субподрядчиками и т. п. документы).

Во втором случае, когда в отношении контрагента проверок не проводится (вне рамок проверки), инспекторы имеют право только на получение информации и лишь относительно конкретной сделки. В этой ситуации никакие документы не могут быть затребованы.

Причем такую информацию можно затребовать исключительно у участников этой сделки либо иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Процедура запроса

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ при проведении налоговых проверках право затребовать документы есть у того налогового органа, который проводит такую проверку.

То есть именно этот налоговый орган имеет право направлять поручение в налоговую инспекцию, где состоит на учете та организация, у которой есть в наличии необходимая информация о деятельности проверяемой компании.

Такие и другие правила в отношении проводимых налоговых проверок закреплены статьей 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Процедура встречной проверки согласно указанным нормам заключается в следующем:

Вначале проверяющая налоговая инспекция направляет поручение в налоговый орган по месту постановки на учет организации, у которой есть необходимые сведения о проверяемой фирме. При этом поручение должно быть оформлено в письменном виде и должно содержать просьбу о предоставлении документов либо информации (возможно, и того и другого) у этой организации.

Читайте также:  Как Изменить Номер Мтс

Местной налоговой инспекции дается время – 5 рабочих дней – для того, чтобы оформить и направить требование уже контрагенту проверяемой организации. К этому требованию, в котором указан перечень затребованных документов и информации, должна быть обязательно приложена копия исходного поручения, полученного от проверяющей налоговой инспекции.

Контрагенту, в свою очередь, также дается 5 рабочих дней на то, чтобы ответить местному налоговому органу. В этот срок контрагент должен либо представить все запрошенные документы, либо сообщить об отсутствии запрашиваемых документов.

Ответственность за непредставление организацией истребуемых документов при проведении встречной проверки

Непредставление организацией в порядке ст. 93.1 НК РФ истребуемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки влечет ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ (штраф в размере 10 тыс. руб.).

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть отнесены любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза.

Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Правоприменительная практика относит к обстоятельствам, смягчающим ответственность, в частности:

совершение налогового правонарушения впервые;

незначительность допущенной просрочки в представлении документов;

большое количество истребуемых документов (целесообразно составить расчет временных затрат на изготовление копий истребуемых документов, согласно которому они превышают срок, отведенный на представление документов);

нахождение части документов в обособленных подразделениях или в архиве организации;

одновременное получение нескольких требований о представлении документов;

недостаточность материальных ресурсов для изготовления заверенных копий и т.п.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Особенности проведения встречной налоговой проверки

Встречная налоговая проверка — такого термина нет в нынешней редакции Налогового кодекса РФ. Однако встречные налоговые проверки проводятся инспекциями и правоохранительными органами довольно активно. В статье пойдет речь об особенностях проведения такого рода контрольных мероприятий.

Что понимается под термином «встречная проверка»

Понятие «встречная налоговая проверка» в действительности существовало, но до 01.01.2007, когда из абз. 2 ст. 87 НК РФ было исключено такое дополнительное мероприятие налогового контроля, проводимое при осуществлении камеральных или выездных налоговых проверок.

Суть его была проста: налоговая инспекция запрашивала документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивала полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации.

Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из НК РФ, в кодекс введена новая статья 93.1. Она предусматривает запрашивание информации и документов о налогоплательщике и по конкретным сделкам. При этом в рамках таких запросов у налоговых органов полномочий стало существенно больше.

Тем не менее в деловой практике такие мероприятия по-прежнему называют встречной налоговой проверкой, поскольку суть их не изменилась: истребование документов и информации у третьих лиц для проверки достоверности сведений, отраженных у проверяемого налогоплательщика.

Почему документы в рамках «встречки» следует обязательно представлять, читайте в материале «Контрагент обязан представить истребуемые налоговиками документы».

Встречная проверка налоговой инспекции: ее суть и цель проведения

Несмотря на название, встречная проверка, согласно ст. 87 НК РФ, не включена в список налоговых проверок. Дело в том, что по ее результатам не выносится решений, обязательных для выполнения налогоплательщиком. Это всего лишь одно из мероприятий, проводимых в рамках налогового контроля. В результате ее проведения налоговая инспекция получает информацию о налогоплательщике от его контрагентов и партнеров. О такой сущности встречной проверки можно судить по п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 93.1, абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ и письму ФНС России от 16.04.2007 № ШТ-13-06/103@.

Цели встречной проверки налоговой инспекции таковы:

  • проверка реальности существования контрагента, сотрудничающего с налогоплательщиком по сделкам, интересующим ФНС;
  • реальность операций, совершенных налогоплательщиком;
  • сверка информации о финансово-хозяйственных операциях, которая есть у проверяемого налогоплательщика и его контрагента.

При обнаружении расхождений между данными контрагента и налогоплательщика эти данные налоговые инспекторы исследуют на предмет того, повлияли ли эти разночтения на налоговую базу или нет. Если налоговая база уменьшилась, полученные данные отражаются в акте проверки, документы присоединяются к акту и в дальнейшем используются в качестве доказательства вины налогоплательщика в совершении правонарушения.

Может случиться так, что проверяемый налогоплательщик остается вне подозрений, но по контрагенту возникают вопросы. В подобных обстоятельствах контрагенту следует ждать сначала камеральную проверку, а затем и выездную (если предварительный анализ подтвердил его неблагонадежность).

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Подп. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ определено, что встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. Если проводится выездная или камеральная проверка (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом выездная проверка может быть даже приостановлена на время отправки встречных запросов. Эту норму регулирует подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ; кроме того, она отражена в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. После того как встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Встречная проверка в таком случае проводится в период рассмотрения материалов и выступает здесь, согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, как дополнительное мероприятие налогового контроля.

Кроме того, у налогового органа есть еще немного времени для проведения встречной проверки. В НК РФ нет четкого определения, когда мероприятия налогового контроля при проверке заканчиваются. Поэтому суды могут принять документы, полученные по запросам, проведенным уже после окончания выездной проверки, но до составления окончательного акта. На этот счет есть указание ВАС РФ, содержащееся в определении от 11.02.2010 № ВАС-24/10.

Судя по всему, ВАС принимает во внимание норму п. 2 ст. 93.1 НК РФ, которая определяет, что у третьих лиц налоговый орган может требовать информацию и вне рамок официальных проверок. Однако инспекторы вправе делать такие запросы лишь по конкретным сделкам.

Какие документы вправе истребовать налоговые органы

Налоговым органам при проведении проверок предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика. Это определено в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним регламентам ФНС такими документами являются договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные — все то, что может содержать информацию о взаимодействии проверяемого налогоплательщика с контрагентами.

Нужно ли представлять документы, если в требовании не указаны их точные реквизиты, узнайте здесь.

Налоговые органы могут затребовать у контрагента сведения о налогоплательщике, у которого идет проверка.

Следует иметь в виду, что если документы или информация не касаются предмета проверки, то налоговый орган не вправе требовать их представления.

Налоговая инспекция при проведении камеральной проверки компании ООО «Омега» запросила штатное расписание у ее контрагента — ООО «Геркон». Такое требование неправомерно, поскольку по штатному расписанию ООО «Геркон» нельзя судить о деятельности проверяемой компании даже косвенно.

Подобного мнения придерживаются и арбитражные суды, что отражено, в частности, в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2013 № А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 № А56-59024/2009 и ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2012 № Ф03-5399/2012.

Может произойти так, что документ не имеет прямого отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, но там есть упоминание о его хозяйственных операциях. Такие документы могут быть затребованы с большой вероятностью. Например, когда книга продаж контрагента содержит запись об одной операции с налогоплательщиком. Ее налоговый орган имеет полное право запросить согласно ст. 93.1 НК РФ (определение ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17466/11).

Однако выяснить обоснованность запроса можно лишь в суде, где квалифицированные юристы проверят, действительно ли связан запрашиваемый документ с деятельностью налогоплательщика.

А вот период, к которому относятся такие документы, не ограничен. По этой причине инспекторы довольно часто запрашивают материалы не только по тому периоду, по которому проводится проверка, но и по более широким временным рамкам. Минфин в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519 подтвердил, что такие полномочия у налоговых органов есть.

Процедура запроса

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ при налоговых проверках право истребовать документы есть у того налогового органа, который ее проводит. Именно он может направлять поручение в налоговую инспекцию, где состоит на учете то лицо, у которого есть информация о деятельности проверяемого налогоплательщика.

Эти и другие правила установлены ст. 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Процедура встречной проверки согласно этим нормам такова:

  • Сначала проверяющая инспекция направляет поручение в налоговый орган по месту постановки на учет лица, у которого есть сведения о проверяемом налогоплательщике. Поручение оформляется в письменном виде и содержит просьбу об истребовании документов либо информации (возможно, и того и другого) у этого лица.
  • Местной инспекции отводится 5 рабочих дней для того, чтобы оформить и направить требование уже контрагенту. К этому требованию, содержащему перечень документов и информацию, должна быть приложена копия исходного поручения.
  • Контрагенту, в свою очередь, тоже дается 5 рабочих дней на то, чтобы дать ответ местному налоговому органу. В этот срок он должен либо представить все запрошенные документы, либо сообщить об отсутствии таковых. Если возникнут затруднения с подготовкой нужных инспекторам материалов, можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

При подготовке нужных инспекторам материалов можно обратиться в налоговый орган с просьбой о продлении срока. По решению инспекции временные рамки для представления ответа могут быть продлены.

В какой форме подать уведомление о невозможности предоставления в срок документов (информации), расскажем здесь.

Итоги

Налоговики вправе запросить у вас документы или информацию о вашем контрагенте в рамках так называемой встречной проверки – специального мероприятия налогового контроля. Число запрашиваемых документов и период, за который они запрашиваются, в налоговом законодательстве не регламентируются.

Представить документы (информацию) о контрагенте или сообщить об их отсутствии необходимо в течение 5 рабочих дней с момента получения требования от своей налоговой инспекции.

Встречная налоговая проверка: чего ждать от инспекции и как себя вести?

Автор: Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Из ИФНС пришло требование предоставить по списку документы – накладные, счета-фактуры, платежки, акты сверки и др., – хотя проверка в отношении вашей компании сейчас не ведется? Не удивляйтесь – просто налоговики проводят встречную проверку.

Встречная проверка – это довольно распространенное явление. Она не так страшна, как, к примеру, выездная. Тем не менее, существует ряд подводных камней, зная которые, вы сможете пройти встречную проверку с наименьшими потерями.

Встречная проверка – это одно из мероприятий налогового контроля, в ходе которого ИФНС запрашивает информацию по деятельности проверяемой компании у ее контрагентов.

А с чего вдруг встречная проверка?

Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете. Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов. Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая. Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии.

Читайте также:  Что Такое Тендерный Кредит

Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет. Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки. Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.

Как проходит встречная проверка?

Инспекция, которая проверяет либо пока еще изучает вашего контрагента, направляет поручение об истребовании документов либо необходимой информации в вашу ИФНС. В поручении инспекторы должны указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов для налоговой проверки (а при истребовании информации относительно конкретной сделки – указать также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку).
На основании данного поручения ваша «родная» ИФНС выставляет вам требование о представлении документов. При этом к требованию инспекторы прикладывают копию поручения.
В течение 5 дней после получения требования вы должны исполнить требование инспекции.

За непредставление документов и даже опоздание компании грозит штраф по встречной проверке – 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ). Причем сумма штрафа в данном случае не зависит от количества непредставленных документов.

Непредставление информации, затребованной инспекцией, также наказывается штрафом – 5 000 руб. Если же подобное нарушение в течение года будет допущено повторно, штраф вырастает в четыре раза – до 20 000 руб. ( ст. 129.1 НК РФ).

Правила безопасности на встречной проверке

Очевидно, что встречная налоговая проверка – это головная боль для бухгалтерии из-за большого объема дополнительной работы (придется подготовить копии всех запрашиваемых документов). Если идет проверка какой-нибудь крупной торговой компании, при заверении копии каждой товарной накладной мало не покажется.

Поэтому, если вы получили «письмо счастья» от налоговой инспекции, советуем не впадать в панику и не спешить отправлять документы для налоговой проверки в ИФНС.

Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании (если найдутся расхождения с документами контрагента).

Также, если какие-то документы не удалось найти (или отдавать их в инспекцию не очень хочется), не стоит спешно сочинять ответ на встречную проверку – «объяснительные» письма в налоговую. Написав лишнее, вы можете только спровоцировать повышенный интерес к вашей компании.

Самый верный путь в данной ситуации – проконсультироваться с грамотными налоговыми юристами о том, какие документы для налоговой проверки и в каком объеме предоставлять, какие письменные пояснения давать, а также — можно ли ответить инспекторам отказом (да-да, отказывать инспекции иногда не только можно, но и вполне законно).
К слову, наши налоговые эксперты подобные консультации оказывают бесплатно.

От себя же дам несколько простых советов, которые помогут с наименьшими потерями пережить встречную налоговую проверку.

Во-первых, никогда не отправляйте документы для налоговой проверки без описи – очень важно делать сопроводительные ведомости с перечислением представленных документов.

Во-вторых, не пренебрегайте ответами с банальным «закрытием фраз». То есть, если инспекция пишет: «А также просим предоставить иные документы, связанные…», то в ответном сообщении пишите: «Направляем следующую документацию, которая оформлялась при отношениях с контрагентом . При необходимости предоставления дополнительной информации просим конкретизировать…».

В-третьих, при запросах всяческой аналитики (например, уровня рентабельности по сделкам с контрагентом и т.п.), вы вправе сообщить, что подобная аналитика у вас не ведется, и поэтому не может быть предоставлена.

Срок представления документов по встречной проверке вырос в два раза

С 3 сентября действуют новые правила встречных проверок, касающиеся срока ответа на запрос по конкретной сделке. Теперь ответить на требование ИФНС можно в течение 10 рабочих дней с момента получения требования (см. п. 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Ошибки инспекторов, которые вам на руку

Когда идет встречная проверка документов, прежде чем предоставить все, что просят налоговики, стоит проверить, не допустили ли они ошибок, и в зависимости от этого уже строить свои дальнейшие действия.

Итак, какие ошибки чаще всего совершают налоговые инспекторы.

  • Документы для налоговой проверки запрашиваются только на основании письменного требования

Кроме него должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налоговой, где зарегистрирован контрагент, если вы состоите на учете в разных ИФНС.

Иногда случается так, что налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации, и направляют требование сразу вам, т.е. в обход вашей ИФНС. Такое требование вы можете не исполнять, и оштрафовать вас за это не смогут. В письменном отказе вы можете сослаться на то что, нарушен порядок истребования документов, установленный п. 3 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ, поэтому исполнить требование инспекции невозможно.

  • Несовпадение перечней документов в поручении и требовании

Сразу же сверяйте тексты поручения и требования о представлении документов – они далеко не всегда совпадают. Встречная налоговая проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагента, а значит, инспекторы именно той ИФНС решают, какие документы им нужны. Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить (например, если очень хотят заполучить какой-то документ, но законных оснований на это у них нет) и включить в требование те документы, которые нужны лично им.

Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить и включить в требование те документы, которые нужны лично им

Если в требовании больше документов, представлять те из них, которых нет в поручении, не надо. В отказе предоставить документы для налоговой проверки напишите, что запрашиваемый документ (например, Договор) не может быть представлен, так как в поручении, на основании которого выставлено требование, данный Договор не указан. И оштрафовать вас за не полное исполнение требования вашей инспекции налоговики не смогут.

Если в поручении, напротив, перечень больше, чем в требовании, представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно его. А если инспекторы вашей ИФНС что-то забыли включить в требование в рамках встречной проверки, – это уже их проблема, пусть выставляют новое, на основании которого вы и представите первоначально не запрошенные документы.

Потратив время на сверку перечней, вы обезопасите себя от представления лишних документов.

  • Безосновательное требование документов

В требовании должна быть точно сформулирована причина, по которой запрашиваются документы для налоговой проверки. Когда основанием указано проведение выездной проверки у контрагента – не поленитесь связаться с ним и выяснить, точно ли такая выездная проверка идет. Если он опровергнет данную информацию (решение о проведении проверки не получал, либо она уже закончилась и решение по ней уже вынесено) – вы можете ответить на требование инспекции отказом со ссылкой на п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Но здесь все же надо быть осторожными, поскольку на момент поступления требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка. А может и попросту вас обмануть, например, если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем корректно.

  • Невозможно идентифицировать документы или сделку

Когда документы истребуются на основании проведения проверки у вашего контрагента, в требовании должен быть указан период, за который инспекторы хотят видеть документы или реквизиты этих документов (договоров, первички, счетов-фактур). При этом реквизитом документа необязательно должен быть номер, достаточно указание даты.

Если у вас запрашивают информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны уточнить, какая конкретно сделка их интересует. Сделкой, в понимании инспектора, может быть как какая-то конкретная операция, например, оплата по счету, так и договор в целом. Однако на практике часто бывает, что инспекторы просто указывают период, за который им нужна информация. В ответ на такое требование можно написать, что выполнить его не можете, так как невозможно определить, по какой именно сделке необходимо представить сведения.

  • Запрашиваются сведения, которые не касаются ваших сделок с контрагентом

Часто инспекторы, запрашивая информацию о контрагенте, надеются получить сведения, которые к вашим с ним сделкам никакого отношения не имеют. Например, интересуются, откуда у вашей компании появился товар, который вы потом продали контрагенту. Или по каким ценам вы закупали товар у своего поставщика, с кем вели переговоры, какие учредительные документы вам предоставляли и т.п. На все подобные требования можно отвечать отказом, т. к. инспекция не вправе в рамках встречной проверки контрагента требовать данные, которые имеют отношение к партнерам проверяемого контрагента либо касаются исключительно вашей фирмы.

  • Документы не «вписываются» в сроки

При камеральной проверке деклараций вашего контрагента по НДС инспекция может запросить счета-фактуры за период, который превышает проверяемый. Если вам скрывать нечего, вы может пойти навстречу инспекции и предоставить все затребованное. Если же все документы готовить и подавать не хочется, лучше уточнить у контрагента, какие из счетов-фактур относятся к проверяемому периоду, и представить именно их. К документам в данном случае стоит приложить сопроводительное письмо с пояснением, что такие-то документы не могут быть представлены, они не относятся к проверяемому периоду.

  • Требуются документы, которые вами уже представлялись

Инспекция не вправе повторно требовать документы, которые компания ей уже один раз представляла в рамках камеральной или выездной проверки (п. 5 ст. 93 НК РФ). Поэтому если в требовании такие документы все же названы, их можно не представлять. Но при этом в ответ на требование надо письменно сообщить инспекции причину непредставления и приложить подтверждение (например, копию описи).

Важно!
Если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам причину своего отказа со ссылкой на соответствующую статью НК РФ.

Последствия встречной проверки

В отличие от камеральных и выездных проверок, по итогам «встречки» никаких документов вам не вручат (за исключением случая, если вы не представили документы либо подали их с опозданием – тогда будет решение о привлечении вашей компании к ответственности). То есть формально встречная проверка никаких серьезных последствий не несет. Между тем на практике последствия возможны, все зависит от обстоятельств и конкретной инспекции.

Во-первых, непредставление документов или информации налоговикам при встречной проверке может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы в рамках встречной проверки, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут «прибыльные» расходы. И даже если вы просто не предупредили делового партнера о заинтересованности налоговиков, это может не лучшим образом сказаться на ваших дальнейших отношениях.

Во-вторых, если вы получили предписание по встречной проверке, но каких-то документов у Вас не хватает, то уже вашей компании грозит включение в план выездных проверок. ИФНС может применить Концепцию планирования выездных проверок (см. п. 9 раздела 4 Концепции, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ). Смысл в том, что налоговики таким образом стараются обеспечить получение документов, и если была невыдача – «карают» за непослушание.

Кроме того, по мнению инспекторов, невыдача документов для налоговой проверки может свидетельствовать о беспорядке в документообороте компании, а это всегда надежда на «успешную» проверку.

Инспектор, который запрашивает документы, по качеству ответов организации, объему предоставленных документов и пр. может сделать примерный (не исключено, что ошибочный) вывод о состоянии учета в вашей компании. И это может стать одной из причин для выездной проверки.

Если у вас остались какие-то вопросы либо необходима наша детальная консультация – будем рады пообщаться с вами лично.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector