На контроле опмо что это - Puzlfinance.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

На контроле опмо что это

Комплаенс: что это — новый шаг в управлении бизнесом или бюрократические процедуры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Комплаенс – модное слово, появившееся в последние годы в российской деловой среде. Как и многие другие бизнес-термины, понятие пришло с Запада. Поговорим подробно, что оно обозначает, и нужна ли система комплаенс российским предпринимателям.

Что такое комплаенс простыми словами?

Compliance в переводе с английского обозначает соблюдение, согласие, покладистость. Применительно к бизнесу термин комплаенс – это способность действовать в соответствии с порядком, набором правил или запросов.

Любая коммерческая деятельность – это зарабатывание денег. В погоне за прибылью предприниматели порой обходят законы, плюют на этические нормы, общественные правила. Однако такое поведение вызывает отрицательный эффект.

Вместо высоких заработков, предприниматели получают крупные штрафы, запрет на ведение деятельности, негативный общественный резонанс, уголовное преследование. Результат – потеря репутации, снижение выручки и даже банкротство.

Комплаенс – это система контроля и управления рисками, возникающими из-за несоблюдения:

  1. законодательства;
  2. предписаний регуляторов, контролирующих организаций;
  3. правил саморегулируемых организаций и других форм объединения предприятий;
  4. внутренних документов.

Простыми словами, это комплекс мер по формированию ответственного поведения фирмы и ее сотрудников на рынке. Задача мероприятий – защита интересов кампании, инвесторов, клиентов, сотрудников.

Развитие комплаенс напрямую связано с усилением контроля государства за коммерческими предприятиями. Высокие штрафные санкции регулирующих органов вынуждают руководство корпораций уделять большее внимание соблюдению законодательства, а также разработке направлений политики фирмы. Постоянный внутренний аудит предотвращает выявление нарушений надзорными организациями.

История развития

Рождение комплаенс-контроля связывают с появлением в 1906 году Министерства здравоохранения и социальных служб США (Food and Drug Administration). Государственный департамент регулировал порядок работы в фармацевтической и пищевой областях, которым должны были следовать кампании.

Однако импульсом к развитию сompliance послужили многочисленные коррупционные скандалы 60-70-х годов XX века. В частности, Уотергейтский скандал 1972 года выявил факты подкупа иностранных должностных лиц крупными американскими корпорациями. В числе выгодоприобретателей засветились такие монстры, как Mobil, EXXON, Phillips Petroleum.

Так как законы США не препятствовали взяткам за пределами страны, после проведения расследований был принят Закон «О борьбе с коррупцией за рубежом» (в 1977 году) — Foreign Corrupt Practices Act (FCPA). Нормативный акт установил правила поведения с государственными чиновниками на международном уровне.

Под его действие подпадают случаи предложения или предоставления благ иностранным должностным лицам, среди которых числятся не только госслужащие, но и представители партий, сотрудники государственных предприятий и организаций.

Кроме принятия FCPA, в конце 70-х годов в США создаются Министерства, регулирующие правоотношения в различных областях предпринимательской деятельности. В 1980-е годы система комплаенс была расширена за счет включения в нее этических правил ведения бизнеса.

Конец 2001 года привел к разорению крупнейшей энергетической кампании США. Корпорация Enron обанкротилась из-за сокрытия долгов и мошеннических действий. Крупный скандал привел к усилению внимания регуляторов и обернулся принятием Закона Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act) в 2002 году. Нормативный акт ужесточил требования к бухгалтерскому учету и отчетности предприятий. Также он обязал бизнес-структуры принять Кодекс этического поведения. С этого времени комплаенс становится неотъемлемой частью управления американскими кампаниями.

В 2006 году прогремело новое дело о коррупции. Расследование выявило дачу огромных взяток из «черной» кассы компанией Simens. Подкуп должностных лиц осуществлялся по указанию топ-менеджеров корпорации в разных странах – Египте, России, Китае, Греции. Теперь комплаенс-службы стали обязательными для компаний, имеющих зарубежные активы.

2010 год ознаменовался принятием закона Великобритании «О борьбе со взяточничеством». Все фирмы, подпадающие под его действие, должны ввести комплаенс-контроль. Закон распространяется на британские и зарубежные предприятия.

А как в России?

Законодательство по комплаенс в России находится в зачаточном состоянии. Официальные акты не содержат определения данной функции. Единственный документ, где встречалось упоминание термина, – Указание Банка России № 603-У от 07.07.1999 г. (утратил силу в 2004 году).

Распоряжение Центробанка рассматривало комплаенс-контроль, как часть внутреннего мониторинга кредитных организаций. Он проводился с целью проверки соответствия деятельности банка законодательству о финансовых рынках. После отмены официального документа многие кредитные учреждения продолжают пользоваться идеями комплаенс для эффективной деятельности.

Таким образом, российские нормативные акты не предусматривают обязательный ввод комплаенс-служб. Система управления рисками применяется на добровольной основе.

Впрочем, здесь нужно сделать оговорку. Транснациональные корпорации, чьи интересы распространяются за пределы страны, должны подчиняться правилам, действующим в других государствах.

  1. Если ценные бумаги кампании торгуются на Нью-Йоркской бирже, фирма попадает под юрисдикцию американских законов. Это значит, что на предприятии обязательно должна действовать комплаенс-программа, разработанная согласно рекомендациям регуляторов США.
  2. При открытии счета в иностранном банке, российская организация или гражданин проходит комплаенс-контроль. Для успешного завершения проверки нужно иметь репутацию, соответствующую западным стандартам.

Появлению комплаенс-служб в российских организациях способствовало принятие поправок в Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции». Документ обязал предпринимателей принимать меры по предотвращению коррупционных схем. В зарубежной практике – это один из главных элементов системы регулирования и контроля комплаенс-рисков.

Для чего нужен комплаенс?

“Заработайте репутацию, и она будет работать на вас.”
Дж. Рокфеллер

Хотя комплаенс-программы изначально вводились для защиты предпринимателей от действий надзорных органов, а затем – по указаниям регулятора, сегодня их значение значительно выросло.

В настоящее время наличие комплаенс – это:

  1. Гарантия чистоты бизнеса.
  2. Свидетельство законопослушности фирмы, прозрачности ее бухгалтерии и отчетности.
  3. Доказательство ответственности исполнительных органов.
  4. Отношения, основанные на принципах равноправия и справедливости.
  5. Показатель высокого уровня корпоративной культуры и профессионализма.

Таким образом, внедрение комплаенса улучшает репутацию фирмы, поднимает ее ценность в глазах партнеров и инвесторов, повышает доверие клиентов, сотрудников. Кампания может привлечь больше ресурсов, повысить долю на рынке, увеличить рентабельность.

Также следует отметить рост доверия со стороны надзорных учреждений. Выявляемые нарушения рассматриваются как частные, допущенные одним человеком, а не системные. Для кампаний, внедривших систему контроля, предусматриваются послабления при наложении санкций.

Элементы комплаенс на примере политики Simens

Человеку, незнакомому с функционированием бизнеса, может показаться, что соблюдать правила – это легко. Прочитай пару документов и следуй им. На самом деле все гораздо сложнее.

Действует очень много нормативных актов, определяющих разные стороны хозяйственной деятельности – трудовые отношения, поведение на рыке, права потребителей, налоговые взаимоотношения, технические стандарты и т. п. Они постоянно меняются и порой противоречат друг другу.

Важно не только следить за всеми новациями, но и разработать стандарты проведения типовых операций и поведения персонала в разных ситуациях, обучить сотрудников, поддерживать знания в актуальном состоянии. Также необходимо отслеживать нарушения и реагировать на них.

Полноценная комплаенс-политика требует значительных денежных, временных затрат, и под силу только крупным кампаниям. Рассмотрим на примере корпорации Simens, что включает система управления рисками.

После разразившегося коррупционного скандала кампания разработала правила, которые должны свести к минимуму вероятность повторения ситуации. Принципом работы фирмы стало отсутствие толерантности к коррупции и нарушениям правил конкуренции. Девиз: «Только чистый бизнес – это бизнес Simens».

Система комплаенс разделена на три уровня:

Что входит в каждый из них можно посмотреть в таблице.

ПредотвращениеВыявлениеРеакция
Выявление и оценка комплаенс-рисков.Анонимная линия «Скажи нам» и внешний омбудсмен (кто это?).Выводы из ошибок.
Разработка политики и процедур.Комплаенс-контроль.Доработка.
Тренинги и коммуникации.Мониторинг и проверки партнеров и поставщиков.Отслеживание.
Консультации и поддержка.Комплаенс-аудит.
Интеграция и личный процесс.Комплаенс-испытания.
Коллективное взаимодействие.

С целью проведения политики международная корпорация разработала внутренние документы, действительные для всех подразделений:

  1. Руководство по деловому поведению Simens;
  2. Кодекс поведения (для поставщиков).

Кампания размещает отчетность за год на официальном сайте. Здесь же можно сообщить о фактах нарушений.

Комплаенс-контроль в банках

Доверяя свои деньги банку, клиентам нужна уверенность, что их капиталы находятся в безопасности. Банку, в свою очередь, нужны гарантии «чистоты» получаемых средств.

Любая кредитная организация, получая от государства лицензию на проведение операций, должна подчиняться правилам по противодействию отмывания доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). В России с этой целью принят закон № 115-ФЗ от 07.08.01 г. Банки вынуждены балансировать между двумя угрозами – потерять перспективных клиентов либо получить санкции из-за недостаточного контроля за клиентами из группы риска.

При этом к легализации доходов относятся деньги, полученные не только в результате преступлений, но и любые средства, вырученные из незаконных источников – нелегальная прибыль, взятки, «подарки» и т. п. Под особым наблюдением находятся должностные лица и их родственники.

Проверкой клиентов в банке занимается специальный отдел. Если у сотрудников кредитной организации возникнут подозрения, что имущество получено незаконным путем, они могут:

  1. отказать клиенту в открытии счета;
  2. расторгнуть действующий договор;
  3. заморозить средства.

Фининстит обязан сообщать регулятору обо всех подозрительных операциях. Незаконные действия можно оспорить в суде.

Первоначальную информацию специалисты комплаенс отдела получают из анкеты клиента, заполняемой при открытии счета. Затем они собирают информацию из различных источников – государственных реестров, интернета, соцсетей.

Наличие персонального, корпоративного сайта, респектабельный личный профиль помогут успешно пройти проверку в отечественном или зарубежном банке. Для подтверждения источников средств финансовая организация может запросить налоговые и бухгалтерские отчеты, договоры, первичные документы и др.

Чтобы избежать проблем следует открыто и прозрачно вести бизнес, а также немедленно предоставлять объяснения и доказательства при поступлении запроса банка.

Читайте также:  Ввп Это Что

Как устроен банковский контроль

Считается, что банки любят контролировать все действия юридических лиц. Открыл счёт — банк узнал всю твою подноготную, совершил платёж — банк тщательно проверил транзакцию, не заплатил налоги — банк тут же сообщил в налоговую. Когда речь заходит об обналичке или переводе больших сумм, паранойя достигает критической отметки. Давайте разберёмся, как предпринимателю вести себя, чтобы финансовые учреждения не сильно интересовались его деятельностью.

Что такое комплаенс-контроль

В Банках есть специальное подразделение, которое называют древним русским словом «комплаенс». Это серьезные ребята и шуток они не любят. На них лежит большая ответственность по защите добропорядочных клиентов банка от нежелательного соседства с лицами, которые занимаются легализацией денег. Если с вашим расчётным счётом происходит что-то непонятное, в первую очередь, заинтересуется именно комплаенс-контроль.

Банки делают это не со зла. Напротив, они стараются оградить себя и своих клиентов от подозрений со стороны Центробанка. Мы с вами прекрасно знаем, к чему это подозрение приводит.

Есть простое и важное правило, которое поможет избежать лишнего интереса со стороны комплаенса: не пытайтесь что-то скрыть — вас рано или поздно вычислят.

Открываем счёт

Клиенты банков жалуются на долгую процедуру открытия счёта — она может длиться несколько дней. Попробуйте понять и простить — банк просто хочет убедиться в чистоте ваших помыслов, чтобы обезопасить себя и своих клиентов. В том числе вас. Если вы смогли стать клиентом банка, вашу компанию сочли благонадёжной и платёжеспособной.

Закон стоит на стороне банка: клиенту можно отказать в открытии расчётного счёта, отменить любую транзакцию или в одностороннем порядке прекратить обслуживание при первом подозрении. Однако, банкам не выгодно просто так отказываться от клиентов.

При открытии счёта банк особенно тщательно смотрит на адрес регистрации, проверяет директора, бенефициаров и деловую репутацию компании.

Адрес массовой регистрации

Одна из самых стандартных процедур проверки. Если налоговая закрыла глаза на адрес массовой регистрации, это не значит, что банк поступит так же. По документам в одной комнате на 18 квадратов сидят 54 юридических лица — такое часто бывает, когда вы покупаете адрес в конторе по регистрации юрлиц. Банку такое вряд ли понравится.

Если ваш бизнес зарегистрирован в разрушенном сарае, это легко заметить на фотографиях в картах Яндекса и Гугла. Адрес регистрации по месту жительства учредителя тоже может показаться банку подозрительным. Если же офис вашей компании находится в большом бизнес-центре, вас вряд ли в чём-то заподозрят. Банк всё поймёт и не станет придираться.

Информацию о местах массовой регистрации можно получить буквально за пару кликов, используя любой сервис поиска по госреестру (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). Например, такой .

Конечно, само наличие бизнеса в списке адресов массовой регистрации ещё ни о чём не говорит. Комплаенс делает выводы на основании совокупности факторов. Так что если единственное тёмное место вашего бизнеса — это адрес регистрации — бояться не стоит.

Номинальный директор

Гендиректор владеет пятнадцатью компаниями одновременно, при этом выглядит он не очень опрятно, общается односложными ругательствами и испускает неприятный аромат вчерашнего веселья. Можно сделать предположение, что этот директор — номинальный. Информация по номинальным директорам тоже выявляется за пару кликов в том же госреестре.

Помните, номинальный директор может причинить ущерб не только репутации банка, но и вашему бизнесу. Есть куча историй про то, как номинальный директор без ведома владельца бизнеса переводил деньги компании на другой счёт. В бизнесе бывает всякое. Если вам приходится работать с номиналом, будьте предельно внимательны.

Информация о бенефициарных владельцах

Бенефициары — это специальные люди, которые прямо или косвенно владеют компанией или оказывают существенное влияние на принятие бизнес-решений. Часто предприниматель не хочет выдавать бенефициарных владельцев (иногда хранит коммерческую тайну, а иногда и сами бенефициары не хотят лишний раз светиться), хотя в соответствии с законом обязан это сделать. И в соответствии с этим же законом банк может отказать в открытии счёта в ответ на отказ предоставить информацию.

Сведения о деловой репутации, финансовой устойчивости и целях открытия расчётного счёта

Если предыдущие пункты были довольно четкими и понятными, то этот пункт похож на сочинение в свободной форме. Правда сочинять тут ничего не нужно — просто предоставьте банку отзывы от ваших контрагентов (если они у вас есть, конечно) или характеристику от другой кредитной организации, в которой раньше обслуживались. Если ваш бизнес только запустился, то с вас могут ничего и не спросить. В любом случае, главное — быть предельно честным.

Работа с расчётным счётом

Операции с наличными

Сейчас почти везде можно расплатиться карточкой, поэтому наличные стремительно уходят на задний план (конечно, если вы ведёте белый бизнес). Для юридических лиц каждый банк сам устанавливает лимит на снятие наличных, но обычно рекомендует снимать не более 100 тысяч рублей в месяц. Однако, даже если вы снимаете ровно 100 тысяч, это не значит, что вы не привлечёте внимание банка. Полноценная картина складывается только из совокупности ваших действий.

Если компания, деятельность которой не связана с оборотом налички, постоянно снимает кэш или вносит его же на счёт — это тревожный звонок для коплаенс-контроля. Другое дело, если к вам приезжают люди из службы инкассации. Это уже не считается внесением наличных — деньги из кассы напрямую зачисляются на расчётный счёт.

Зарплату сотрудникам следует платить через зарплатный проект — такие услуги есть почти у всех банков. Альтернатива — превратить всех сотрудников в ИП и платить им по договору подряда (можно заодно и на налогах сэкономить).

Если даёте займы собственной фирме из личных средств, старайтесь делать это банковскими переводами, а не внесением или снятием наличных. Так банку будет спокойней.

Помните: классическая схема обналичивания «ООО переводит деньги ИП, а ИП снимает их с личного счёта» давно известна всем банкам. Мы не призываем придумывать новые схемы — лучше совсем отказаться от обнала.

Платежи

Несколько примеров платежей, которые могут вызвать подозрение у комплаенса:

  • При открытии расчётного счёта предприниматель сказал, что будет доставлять воду, а по операциям видно, что он торгует щебёнкой.
  • В назначении платежа написано что-то очень общее, вроде «оплата по договору N2» — так делать не стоит. Старайтесь писать точные цели перевода, и у банка будет меньше вопросов.
  • Подозрения может вызвать и платёж на счёт «специализированной компании по подбору персонала» на сумму 5 миллионов рублей при вашем месячном доходе в 500 тысяч.

Есть такой Федеральный закон N115, в соответствии с которым все платежи свыше 600 тысяч рублей попадают под обязательный контроль банка. Если прочесть закон до корки, станет понятно, что под этот контроль попадают не все виды платежей. Но некоторые предприниматели боятся цифры 600 как огня, и делают платежи по 599 тысяч или разбивают большую сумму на несколько маленьких. В этом тоже нет необходимости — системы контроля банка всё заметят и подумают, что вы пытаетесь их обойти, а значит точно что-то скрываете.

Поэтому, если вам нужно заплатить более 600 тысяч — просто платите, не пытайтесь выдумать новые схемы. Ничего страшного не случится, если операция на самом деле ничего не нарушает — банк проверит и успокоится.

Уплата налогов

Очередная причина для подозрений: оборот по счету большой, а налогов уплачено несоразмерно мало или не уплачено вовсе. Тип и объём налогов показывает, каким бизнесом занимается предприниматель, и совпадает ли это с картиной, описанной при открытии счёта. Если сумма налогов составляет не меньше 3% от оборота, у банка, скорее всего, не возникнет никаких вопросов.

Существует заблуждение, что банк будет сообщать в налоговую о каждой неуплате. На самом деле это не так. Хотя бы потому, что налоги могут уплачиваться со счёта в другом банке.

Доверенности на руководящих лиц

Если вместо гендиректора или главбуха в банк постоянно приходят люди с доверенностью, да ещё и всё время разные, комплаенс начинает нервничать. А когда комплаенс нервничает, он начинает пристальнее смотреть на деятельность организации и хочет больше узнать о третьих лицах, которые участвуют в бизнесе клиента. Совет простой: не злоупотребляйте 🙂

После закрытия счёта

Существует особая категория предпринимателей, которые регистрируют юрлицо, работают год, а налогов при этом не платят. Налоговая обращается в банк и блокирует счёт. Человек в отчаянии забрасывает старое ООО и начинает бизнес с чистого листа. И когда он приходит в банк, чтобы открыть счёт для нового юрлица, банк сразу вспоминает неприятную историю и в обслуживании отказывает.

Думайте о будущем! Берегите свою банковскую репутацию с молоду.

Как быть

Грамотный комплаенс никогда не выносит вердикт на основании одного подозрительного фактора. Если вы работаете в белую, но пара перечисленных пунктов таки вызвала у вас учащённый пульс — не волнуйтесь. Всё будет хорошо.

Читайте также:  Как заблокировать симку мтс через интернет

Сотрудник комплаенс-контроля — хороший психолог и разведчик, который всегда видит чуть больше остальных. В открытых источниках настолько много информации, что о бизнесе можно узнать очень много даже без вашего участия.

Ребята, которые профессионально занимаются легализацией доходов и делают на этом большие деньги, умеют парировать вопросы комплаенса. У них есть отточенные схемы, и каждый шаг прикрыт официальным документом. Вы можете поднатореть в этом нелёгком ремесле, но времени на это уйдёт немало и, скорее всего, последствия будут печальными. Лучше занимайтесь любимым делом 🙂

Спасибо, что героически прочитали такой длинный пост. Оставляйте вопросы, идеи и пожелания по темам в комментах, чтобы мы сделали наш блог ещё полезней.

Раз уж речь зашла о банках, бессовестно воспользуемся ситуацией. 2 марта мы запустили совместный проект с Альфа-Банком . Теперь клиенты Кнопки могут управлять своим расчётным счётом в Альфе через наше приложение. Наш бизнес-ассистент поможет решить любые банковские вопросы без звонков в колл-центр, а заодно проследит, чтобы у комплаенса не было лишних причин проверять ваши операции.

Если у вас ещё нет счёта в Альфе, мы поможем открыть его дистанционно или при подключении к Кнопке. На этом, пожалуй, закончим, тем более все подробности можно прочитать в недавнем посте.

Все статьи мы анонсируем в Телеграме . Ещё там найдёте новости, советы и лайфхаки для предпринимателей. Присоединяйтесь 🙂

Служба финансового мониторинга в банке

Вся банковская деятельность строго контролируется и регламентируется инструкциями и федеральными законами. В свою очередь банки контролируют операции, которые проводят его клиенты. Особенно большое внимание в последнее время уделяется обороту денег на счетах, переводам, валютным операциям, а также соответствие проводимых транзакций законности. Этим занимается служба финансового мониторинга, которая создается в структуре банковской организации. Рассмотрим подробнее, что это за служба, зачем она нужна, чем занимается, и как она может повлиять на денежные переводы клиентов?

Что такое служба финансового мониторинга в банке?

Это подразделение в банке, которое занимается наблюдением и сбором информации для изучения происходящих финансовых процессов, принятия решений о противодействии отмыванию денег, предотвращения подобных действий на внутреннем уровне. Иными словами, служба финмониторинга контролирует оборот денежных средств на счетах и препятствует легализации денег для финансирования террористических и преступных групп.

Легализация (или отмывание) денег — это придание незаконно полученным средствам (от продажи наркотиков, оружия, «крышевания» и проч.) законного статуса и скрытие источника их поступления. Данный термин появился давно в США, когда преступники запустили сеть прачечных на незаконные деньги, а затем получали с них доход, «якобы» за стирку, таким образом «отмывая грязные деньги». Сейчас этот процесс глобализовался, и ежедневно по всему миру через счета банков «отмываются» миллиарды долларов. Схем для «отмыва» существует много. Самое простой и доступный способ — это открыть банковский депозит (один или несколько), пополнив его «грязными» наличными или безналичным способом (уже частично «отмытыми» деньгами), а затем закрыть и получить «чистые» денежные средства. Поэтому банки так пристально уделяют этому процессу внимание.

В этом процессе принимает участие каждый сотрудник банка, включая кассиров, операционистов, руководителей и проч.

Отдел финмониторинга подчиняется совету директоров банковской организации. Он проводит работу, чтобы исключить нарушения на внутрибанковском уровне и не портить деловую репутацию учреждения. Руководитель этого отдела имеет доступ даже ко всем данным о высшем руководстве.

Таким образом, служба финмониторинга проверяет и контролирует все банковские документы, а за разъяснениями непонятных ситуаций она может обратиться к любому из сотрудников.

Зачем в банке нужен финмониторинг?

Служба финмониторинга в банке выполняет ряд важных функций:

  • Обеспечивает безопасность работы учреждения.
  • Контролирует внешние и внутренние операции на основании ежедневной отчетности.
  • Проводит регистрацию операций.
  • Ведет проверку анкет клиентов на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам, идентифицирует стороны финансовых сделок.
  • Создает «черный список» клиентов, которые подозреваются в нелегальном обороте денег.
  • Предотвращает потенциальные преступления.
  • Контролирует соблюдение установленных требований законов и инструкций, в частности, ФЗ №115.
  • Проверяет документы, подтверждающие законность операций и денежных средств.
  • Взаимодействует с ФСФМ РФ.
  • Проводит обучение сотрудников банка по вопросам безопасности.

Какие операции могут попасть на контроль службы финансового мониторинга в банке?

Основной критерий, по которому сотрудников финансового мониторинга в банке привлекают операции, является несоответствие этих расходных операций деятельности клиента. Согласно ФЗ №115, обязательному контролю подлежат операции на сумму выше 600 т.р. (или эквивалента в иной валюте).
Операции, которые попадают под контроль финмониторинга:

  • Переводы частным лицам от юрлиц (если это не зарплата, выплата вознаграждений по договорам и проч.),
  • Поступления средств в валюте (в частности, из-за границы, с оффшорных зон и др.),
  • Операции поступления и снятия наличных, проводимые в один день,
  • Повторяющие однотипные сделки по снятию крупных сумм,
  • Многочисленные вклады, открываемые на короткие сроки (до месяца), которые затем закрываются, а деньги снимаются наличными,
  • Покупка-продажа валюты, дорожных чеков, обмен поврежденных купюр на целые в эквиваленте от 600 т.р.,
  • Покупка физлицом ценных бумаг за наличные деньги,
  • Размен банкнот крупного номинала на более мелкий или наоборот (от 600 т.р.),
  • Пренебрежение клиентом выгодными условиями, например, клиент размещает крупную сумму во вклад без интереса к процентной ставке и другим условиям,
  • Операции клиента не имеют экономического смысла, например, выплата шестизначной зарплаты в фирме с нулевой бухотчетностью,
  • Невозможность установления сторон сделки,
  • Перевод на счета другого банка без видимых оснований с худшими условиями (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и проч.)

Таким образом, оснований для попадения операции на контроль довольно много. Это связано с повышением количества случаев отмывания денег, полученных незаконными способами. Условия законов ужесточаются, чтобы минимизировать возможные риски для банков. Вызвать подозрения могут и частые пополнения вклада, даже если сумма пополнения меньше 600 т.р.

Что нужно сделать, чтобы операция прошла?

Чтобы приостановленная службой финмониторинга операция прошла, нужно выполнить выдвигаемые условия. В большинстве случаев – это предоставления документов, подтверждающих легальность средств на счетах:

  • Выписки с зарплатных счетов или справки 2НДФЛ,
  • Документы, подтверждающие прибыль от коммерческой деятельности,
  • Договоры купли-продажи, дарения, наследства,
  • Документы, подтверждающие расходы клиента: кредитные договора, открытие вклада в другом банке, крупная покупка,
  • Копии бухотчетности и налоговые декларации, аудиторские заключения о финансовом положении,
  • Паспорта сделок по валютным контрактам и иные документы.

Контроль «под контролем»: планируемое регулирование контрольно-надзорной деятельности

pokomeda / Depositphotos.com

На этой неделе Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он устанавливает базовые понятия и принципы государственного и муниципального контроля, закрепляет права и обязанности основных участников контрольно-надзорной деятельности, определяет полномочия всех уровней власти в части контроля (надзора). Поскольку документ 1 достаточно объемный и содержит детальное регулирование, юристы уже окрестили его «контрольно-надзорным кодексом».

В ходе обсуждения инициативы на правительственном заседании Министр экономического развития РФ Максим Орешкин так озвучил ключевую цель разрабатываемого закона: «Превращение контроля из тормоза в драйвер экономического роста».

Предпосылки разработки законопроекта

Необходимость подготовки отдельного закона, посвященного контрольно-надзорной деятельности, разработчики инициативы связывают с несовершенством действующего правового регулирования в данной сфере. В частности, указывается на несистемность, наличие пробелов, недостаточность норм по вопросам профилактики нарушений обязательных требований, а также неоправданный акцент на проведении проверок, являющихся наиболее затратным мероприятием как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов.

По данным Минэкономразвития России, в настоящее время в РФ существует более 220 видов государственного контроля (надзора) – и это только на федеральном уровне. Однако, как показывает практика, в данном случае количество не переходит в качество, и эффективность осуществляемого контроля часто вызывает вопросы и претензии (как со стороны проверяемых, так и со стороны вышестоящих органов).

Рассмотрим ключевые новеллы предлагаемого регулирования контрольно-надзорной деятельности.

Корректировка понятий

В законопроекте под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем понимается деятельность контрольно-надзорных органов, направленная на предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью людей, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, иным охраняемым законом ценностям, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов. Здесь же перечисляются способы осуществления такой деятельности – путем профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований и выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению выявленных нарушений, устранению их последствий или по восстановлению правового положения, существовавшего до такого нарушения обязательных требований.

Если сравнить это определение с уже имеющимся в ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), то можно заметить не только его компактность, но и смещение акцента с предупреждения, выявления и пресечения нарушений подконтрольными субъектами установленных требований на предупреждение и пресечение, в первую очередь, причинения вреда жизни, здоровью людей, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций. По замыслу законодателя, в качестве главного приоритета в работе контролирующих органов должна рассматриваться именно защита жизни и здоровья людей, соблюдение их прав и законных интересов.

Читайте также:  Что Грозит Должнику

В терминологии законопроекта имеется и еще одно существенное нововведение – понятие «контрольно-надзорное производство». Речь идет об урегулированном нормами закона систематизированном комплексе последовательно совершаемых действий и принимаемых решений контрольно-надзорных органов, их должностных лиц по оценке соответствия объектов контроля обязательным требованиям, а также по исполнению решений данных органов (должностных лиц) по результатам такой оценки, нацеленных на выявление и устранение нарушений обязательных требований. Фактически это – единые правила для проведения проверок, включающие исчерпывающий перечень оснований, поводов для открытия производства и регламентацию процедур и действий (по содержанию, периодичности, количеству и т. д.).

Расширение перечня видов контрольно-надзорных мероприятий

Закон № 294-ФЗ не устанавливает отдельного перечня видов контрольно-надзорных мероприятий. В главе 2 упоминаются только некоторые из них – документарная, выездная проверки, плановые «рейдовые» осмотры, контрольная закупка. В законопроекте же виды контрольно-надзорных мероприятий представлены отдельным списком, включающим:

  • выездное обследование;
  • контрольную закупку;
  • мониторинговую закупку;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит;
  • рейд;
  • документарную проверку;
  • выездную проверку.

Причем для каждого вида мероприятий четко прописан допустимый перечень действий контрольно-надзорного органа (это касается не только содержания, длительности контроля, но и параметров его периодичности и количества плановых мероприятий). Прослеживается и тенденция к оптимизации случаев проведения контрольных и надзорных мероприятий. Так, например, если производство не связано с прямой опасностью для здоровья, вместо масштабной выездной проверки предполагается проводить мониторинговую закупку или выборочный контроль с последующей выдачей рекомендаций.

Приоритет профилактики над контролем

Согласно законопроекту приоритетной задачей контролера станет профилактика, а не поиск нарушений и сбор штрафов. При описании одного из принципов государственного контроля (надзора) – «стимулирования добросовестности» – законодатель прямо указал на приоритет при осуществлении государственного контроля (надзора) профилактических мероприятий над контрольными. Речь идет о профилактике, направленной на снижение риска причинения вреда (ущерба), обеспечению которой будут способствовать такие мероприятия, как:

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • выпуск руководств по соблюдению обязательных требований;
  • меры стимулирования добросовестности;
  • объявление предостережения;
  • выдача рекомендаций по соблюдению обязательных требований;
  • консультирование;
  • профилактическое сопровождение;
  • самообследование;
  • профилактический визит;
  • иные мероприятия, направленные на профилактику рисков.

Переход на «цифру»: оптимизация механизмов взаимодействия проверяющих с проверяемыми

Законопроектом предлагается расширить практику использования информационных технологий при государственном и муниципальном контроле. Так, в качестве основной формы взаимодействия между контролерами и проверяемыми предусмотрен электронный обмен данными. Для такого обмена планируется создать единый информационный ресурс, где в онлайн-режиме будет размещаться информация о действиях контрольно-надзорных органов и о соблюдении обязательных требований.

Кроме того, в случае одобрения инициативы будет обеспечена возможность подачи в электронной форме через Интернет ходатайств, жалоб, замечаний, возражений, представления доказательств, иных документов и сведений об объектах контроля, информирования контролируемого лица об открытии контрольно-надзорного производства, принимаемых в ходе контрольно-надзорного производства решениях, юридически значимых действиях должностных лиц контрольно-надзорного органа, а также о результатах контрольно-надзорного производства. «Акты, уведомления, дистанционный контроль – все это будет в удобном электронном виде», – подчеркивает глава Минэкономразвития России Максим Орешкин.

Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий

Его формирование нацелено на информирование контролируемых лиц о контрольно-надзорных мероприятиях, обеспечение учета проводимых контрольно-надзорными органами контрольно-надзорных мероприятий, иных мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения обязательных требований. Оператором такого реестра станет Генеральная прокуратура Российской Федерации. При этом будет прописан прямой запрет на проведение контрольно-надзорных мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения не включена в указанный реестр – в этом случае контролируемое лицо будет вправе отказаться от взаимодействия с контролером.

Риск-ориентированный подход

Законопроект развивает и положения об управлении рисками, направленные на организацию контроля только за самыми опасными для охраняемых ценностей объектами и оперативное реагирование на сигналы о повышении уровня риска. Так, для целей управления рисками причинения вреда при осуществлении государственного и муниципального контроля планируется относить объекты контроля к одной из шести категорий риска:

  1. чрезвычайно высокий риск причинения вреда (ущерба);
  2. высокий риск причинения вреда (ущерба);
  3. значительный риск причинения вреда (ущерба);
  4. средний риск причинения вреда (ущерба);
  5. умеренный риск причинения вреда (ущерба);
  6. низкий риск причинения вреда (ущерба).

От отнесения к определенной категории риска будут зависеть виды, количество, периодичность проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении конкретного объекта контроля. Так, например, отнесение к категории низкого риска исключит проведение плановых контрольно-надзорных мероприятий, а к категории чрезвычайно высокого риска, наоборот, приведет к установлению максимальной частоты их проведения – не менее одного, но не более двух контрольно-надзорных мероприятий в год.

***

Разработка и внесение в Госдуму проекта федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» свидетельствует о том, что систему госконтроля (надзора) ожидают серьезные изменения. «Принятие законопроекта позволит создать системное процессуальное регулирование контрольно-надзорной деятельности, нацеленное на минимизацию административного давления на субъекты предпринимательской деятельности» – считают разработчики инициативы. Они уверены, что новое регулирование будет способствовать уменьшению количества погибших и пострадавших, снижению материального ущерба в сферах деятельности, в которых установлен госконтроль (надзор), а также оптимизации расходов на осуществление контрольно-надзорной деятельности. А систематизация процессуальных основ осуществления государственного и муниципального контроля позволит держать сам контроль «под контролем».

1 С текстом законопроекта № 850621-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

на контроле

Универсальный русско-английский словарь . Академик.ру . 2011 .

Смотреть что такое «на контроле» в других словарях:

риск поставщика при контроле потребителя — 3.23 риск поставщика при контроле потребителя: Максимальная вероятность принятия по результатам контроля потребителя решения о несоответствии для партии тары, соответствующей требованиям к ее качеству, при заданном потребителем плане контроля.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

риск потребителя при контроле поставщика — 3.22 риск потребителя при контроле поставщика: Максимальная вероятность принятия по результатам контроля поставщика решения о соответствии для партии тары, несоответствующей требованиям к ее качеству, при заданном поставщиком плане контроля.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Закон США о контроле за токсичными веществами — Закон о контроле за токсичными веществами (англ. Toxic Substances Control Act; сокр.: TSCA) это закон США, принятый конгрессом США в 1976 году, он регулирует оборот новых или существующих химических веществ. Он охватывал большинство существующих… … Википедия

средний по схеме риск потребителя при контроле поставщика — средний по схеме риск потребителя при контроле поставщика: Средняя по схеме контроля поставщика с учетом правила переключения максимальная вероятность принятия решения о соответствии для совокупности, не соответствующей требованию к ее качеству,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Р 50.2.074-2010: Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитуемых на проведение работ по аттестации методик измерений, применяемых при аналитическом контроле — Терминология Р 50.2.074 2010: Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитуемых на проведение работ по аттестации методик измерений, применяемых… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ЗАКОН О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ И КОНТРОЛЕ ЗА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕЙ — (Foreign Exchange and Foreign Trade Control Law) Закон Японии, регулирующий импортный контроль. Под давлением Запада он был несколько ослаблен, особенно после присоединения Японии к Организации экономического сотрудничества и развития… … Финансовый словарь

ЗАКОН О РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И КОНТРОЛЕ ЗА ПРОЦЕНТНЫМИ СТАВКАМИ 1978 г. — FINANCIAL INSTITUTIONS REGULATORY AND INTEREST RATE CONTROL ACT OF 1978Закон (P.L. 95 630) был подписан президентом США 10 ноября 1978 г. Данный закон представляет собой сводный законодательный документ, содержащий в своих 20 разделах широкий… … Энциклопедия банковского дела и финансов

закон о валютном контроле и контроле за внешней торговлей — Закон Японии, регулирующий импортный контроль. Под давлением Запада он был несколько ослаблен, особенно после присоединения Японии к Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development).… … Справочник технического переводчика

Индикаторный след (при капиллярном контроле) — 9.16. Индикаторный след (при капиллярном контроле) окрашенный пенетрантом участок (пятно) поверхности сварного соединения или наплавленного металла в зоне расположения несплошности. Источник: ПБ 10 574 03: Правила устройства и безопасной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Индикаторный след округлый (при капиллярном контроле) — 9.17. Индикаторный след округлый (при капиллярном контроле) индикаторный след с отношением его максимального размера к максимальной ширине не более трех. Источник: ПБ 10 574 03: Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Индикаторный след удлиненный (при капиллярном контроле) — 9.18. Индикаторный след удлиненный (при капиллярном контроле) индикаторный след с отношением его максимального размера к максимальной ширине более трех. Источник: ПБ 10 574 03: Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector