Люмпинг что это такое - Puzlfinance.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Люмпинг что это такое

Люмпены — кто это такие

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современное общество — одна из сложнейших систем, ярким признаком которого выступает иерархичность.

Оно похоже на большой многоэтажный дом, где каждый этаж характеризуется своим уровнем дохода, власти, престижа.

Нам хорошо известно, кто находится на самом верху — олигархи, политики, звезды шоу-бизнеса и спорта, крупные бизнесмены.

Но кто обитает в подвале дома-общества, как им живется и есть ли у них шанс покинуть эти чертоги? Давайте вместе разберемся.

Люмпены — это.

Люмпен (с нем. Lumpen – лохмотья) — это собирательное понятие, обозначающее массы людей, которые в силу определенных причин оказались исключены из гражданского общества.

Это слово введено в оборот теоретиком коммунизма Карлом Марксом для общего названия бездомных, нищих, бродяг, криминальных личностей и иных асоциальных элементов. Также в эту категорию принято включать людей, лишенных собственности и профессии, перебивающихся случайными заработками и рассчитывающих на различные формы господдержки.

Категория люмпенов формируется из разных слоев в результате процессов люмпенизации. Они находятся внизу социальной лестницы и выступают составной частью андеркласса. Последний иначе называется социологами «социальным дном» и отличается высокой степенью социального неблагополучия.

Процесс люмпенизации

В обществе под влиянием неблагоприятных факторов (война, революция, насильственная смена власти, неудачные реформы и другие) может начаться процесс люмпенизации.

Это социально-регрессивное явление, которое отличается выпадением больших масс людей из принятого ритма социальной жизни и сопровождается формированием обширного «социального дна».

Его основу составляют нищие и обездоленные с ярко выраженной негативной оценкой происходящего. Параллельно массово распространяется психология люмпенов в рамках прогрессирующего социального кризиса.

В России проблема люмпенизации обострилась в 90-е годы XX века, когда в результате рыночных реформ четверть населения оказалась за чертой бедности. Типичными явлениями общественной жизни стали социальная незащищенность граждан, безработица (что это?) и рост преступности.

Люмпены в политике

В политическом плане люмпенизация делает общество крайне нестабильным, готовым на любые радикальные потрясения. Подобная ситуация случилась в России в 1917 году, когда миллионы людей вследствие социально-экономического кризиса, вызванного Первой мировой, оказались нищими и обездоленными.

Вскоре большинство из них поддержали крайних радикалов большевиков, которые организовали и провели Октябрьскую революцию, повернувшую вспять историю страны.

В политологии используется понятие люмпен-пролетариат. В эту категорию включаются деклассированные представители рабочего класса, которые утратили идейную связь со своей общностью.

Они не привязаны к месту и профессии, лишены глубоких социальных корней и готовы на любые потрясения, так как терять им особо нечего.

Эти слои отличаются особой радикализацией взглядов и могут быть использованы экстремистскими силами для подрывной и террористической деятельности.

Еще одна отличительная черта люмпен-пролетариев — неспособность к организованной политической борьбе, а также отрицание социальных и политических устоев, в том числе идеи государства. Неслучайно они часто рекрутируются анархистами (это кто?) для достижения своих целей с помощью стихийного разрушительного бунта.

В XXI веке люмпены стали опорой реакционных сил, стремящихся к власти путем переворотов. Организаторы «цветных революций» с успехом делают на них ставку для смещения неугодных режимов.

Признаки люмпенов

Люмпены как социальная категория характеризуются следующими признаками:

  1. отсутствие постоянной работы;
  2. крайне низкий уровень доходов;
  3. отсутствие профессиональной принадлежности;
  4. не поддерживают нравственные устои, готовы безрассудно подчиняться сильному;
  5. определенная степень социальной деградации;
  6. склонность к крайним девиациям (преступность, алкоголизм, терроризм, экстремизм).

Со временем у люмпенов формируется собственный образ жизни и стиль поведения. Для них свойственно отрицание моральных устоев, присущих большей части общества.

По мнению ряда исследователей, люмпенизированные слои отличаются повышенными социальными притязаниями и одновременным нежеланием прикладывать усилия для достижения желаемых целей.

Люмпены и маргиналы

Нередко при ответе на вопрос кто такие люмпены их не совсем правильно отождествляют с маргиналами.

На самом деле, маргиналы — это люди, которые занимают пограничное положение в социальной иерархии между социальными группами и культурами.

Зачастую они испытывают влияние противоречащих друг другу ценностей, что вызывает социальную дезориентацию. В отличие от люмпенизации, вызываемой неблагоприятными факторами в развитии общества, групповая маргинальность возникает как следствие трансформации социальной структуры и образования новых социальных групп.

У маргинала есть шанс преодолеть пограничное положение, адаптируясь к требованиям новой группы. Например, мигрант, переехавший в другую страну на ПМЖ, со временем усвоит ценности нового для себя общества и примет его «правила игры». Аналогичные процесс происходит с жителем деревни, отправившимся жить в город.

Люмпену свое положение изменить значительно сложнее, так как «социальное дно» формирует мировоззренческие ценности, которые оказывают влияние на личность человека. Это своего рода каста с билетом в один конец, вернуться из нее к нормальной жизни крайне сложно.

Люмпены и маргиналы — неодинаковые понятия. Первый способен занимать стабильное положение в своем микросоциуме и даже иметь в нем большой авторитет. Второго можно фигурально охарактеризовать, как «чужой среди своих».

Заключение

Существование люмпенов — это неизбежный результат социального расслоения, которое закономерно возникает в рыночных реалиях.

Люди, проигравшие конкуренцию за место под солнцем, опускаются в нижнюю часть социальной иерархии. Здесь велика вероятность остаться без работы, заняться криминалом или уйти в хронический запой. Без поддержки окружающих вырваться из этого круга практически невозможно.

Значение слова люмпен и их отличие от маргиналов

Слово «люмпен» произошло из немецкого языка и переводится как «лохмотья». Сам термин в отношении человека впервые использован Карлом Марксом. В его определении, люмпен — это человек из низших слоёв пролетариата, то есть рабочего класса. Постепенно это определение стало немного менять своё первоначальное значение. Этим термином стали пользоваться в более широком смысле, употребляя его к разным категориям граждан. Сейчас значение слова люмпен — это индивидуум, не имеющий своей собственности и не имеющий постоянного источника дохода, а перебивающийся случайными заработками.

Кто это такие

Но при этом не стоит называть так любого человека, не имеющего своего жилья и/или не имеющего постоянного дохода.

Этот термин относится к:

  1. Преступникам.
  2. Нищим.
  3. Пиратам.
  4. Людям, оказавшимся вне остального социума.

Люмпенами могут назвать:

  1. Алкоголиков.
  2. Людей живущий за чужой счёт.
  3. Находящихся за чертой бедности.
  4. Живущих исключительно на пособия от государства.

Значение этого слова стало довольно широко и охватывает многие низшие слои населения. Так называют людей, ведущих асоциальный образ жизни, не обязательно не имеющих квартиры, хотя в определении и указывается на принадлежность люмпенов к категории бомжей.

Не так давно появился термин люмпенизация общества. Как понятно по корню слова, термин «люмпенизация» произошёл от слова «люмпен» и означает увеличение этого слоя общества по отношению к другим слоям.

Люмпен: значение слова

Бывает, что термин «люмпен» путают с другим термином, находящимся примерно в той же социальной плоскости, но в то же время отличающимся рядом особенностей. Это маргинал. Людей с асоциальным поведением, бомжей, преступников в современном обществе принято называть не люмпенами, а именно маргиналами. В современном мире эти два термина стали синонимами, хотя между ними есть различия.

У этих понятий есть только один схожий элемент. Представители обоих этих классов находятся внизу социальной лестницы, в некотором отдалении от остального общества.

Между социальными уровнями

Маргиналы находятся между социальными группами и другими слоями населения, на так называемом краю. Об этом говорит и перевод слова, означающий «находящийся на краю», а пошло определение от слова «край».

Это люди, отошедшие от своей социальной группы, но не сумевшие примкнуть к другой. Это относится как к отдельно взятому индивидууму, так и к группе. Интенсивное появление и увеличение такого класса населения обычно происходит во время революций, когда ситуация в государстве нестабильная, и многие люди не могут решить для себя, какой путь избрать.

Читайте также:  О сайте

Разные категории люмпенов

Разница присутствует, но в современно русском языке, маргинал стал не самостоятельным классом, а всего лишь ответвлением в классе люмпенов. Сохранив первоначальное определение — вне общества, его отождествляют с представителем низов либо с беспринципным, не соблюдающим норм морали человеком. В словаре последняя категория называется подонками. Сейчас все три определения перемешались между собой, и нет между ними какой-то четкой разграничительной черты.

При этом маргинал — это не обязательно низшая ступень социальной пирамиды, хотя в большинстве случаев это так. И, как говорилось выше, люмпены и маргиналы находятся примерно в одном социальном положении.

Но если углубиться в значение термина, то к маргиналам можно отнести тех людей, которые пришли в общество, отличное от их, от привычного им образа жизни.

Конечно, такие примеры единичны, и в современном обществе подобные отличия не ставят индивидуума против людей. Но, рассматривая определение слова, не стоит забывать о более глубоком значении термина.

Люмпен как низкий социальный статус

В сегодняшней терминологии маргиналов можно разделить на три подкатегории:

  1. Стабилизирующая. Люди, сумевшие сохранить свой статус.
  2. Понижающая. Изменив условия жизни, подстроились под среду обитания и со временем, возможно, превратятся в люмпенов.
  3. Повышающая. Пытаются выбраться на более высокий социальный уровень, учатся, осваивают новые профессии.

Главное отличие люмпенов от других беднейших слоёв населения заключается в асоциальном образе жизни. Эти люди не стремятся найти работу, их устраивает то, как они живут. Они перебиваются случайными заработками на работе, которая не требует высокой квалификации. Иногда работа связана с нарушением закона. Мелкие преступления, наркомания, пьянство — обычное дело в этой социальной среде. В этом заключается ещё одно отличие от маргиналов, у которых может быть образование и определенная профессиональная квалификация, которые не обязательно опустились на самое дно жизни.

Часть маргиналов пытается выбраться обратно туда, откуда они попали в низшие слои населения, тогда как предыдущую категорию устраивает тот стиль жизни, которую они ведут. Различия между этими людьми достаточно большие и очевидные. Хотя маргиналы тоже оказались в стороне от общества, часть из них старается вернуться к более благополучной жизни.

Особенности психологии маргинальных групп и люмпенизированных слоев

О маргинальности (от латинского margo — край), как обобщенной характеристике промежуточных, «гибридных» социальных групп и их представителей, впервые написал американский социолог Р. Парк во второй половине 20-х гг. XX века. Содержательно он включал в это понятие социально- и политико-психо­логические последствия неадаптации (дезадаптации) мигрантов (иммигрантов) к требованиям новых соци­альных групп (в частности, урбанистических), в кото­рые включаются новые слои. В 30-е гг. Э. Стоунквист, исследуя поведение таких групп, установил, что мар­гинальные слои и их представителей могут ждать две противоположные судьбы: либо они играют роли лиде­ров социально-политических, националистических по своему характеру движений, либо влачат существова­ние вечных изгоев. В их политическом поведении обыч­но также выделяются противоположные характеристи­ки: девиация, аморальность, агрессивность (или же, напротив, пассивность), проявляющиеся на уровне ме­жиндивидуальных и межгрупповых отношений.

Иногда маргинальность обозначает особый ком­плекс черт сознания и поведения представителей со­циальных субгрупп, которые в силу тех или иных обстоятельств неспособны интегрироваться в большое референтное сообщество, по отношению к которому и выступают как маргиналы. Маргинальные слои тя­готеют к созданию антиобщественных объединений, часто с инвертированной (вывернутой) системой цен­ностей. В последние десятилетия особое внимание при­влекают попытки некоторых маргинальных слоев на­вязать свою волю большим референтным группам, подчинить их и превратить свою антиобщественную организацию в доминирующую. Примерами такого рода являются случаи захвата власти военными хунта­ми или небольшими сектантскими политическими группировками, устанавливающими политическую власть над значительными количествами людей. Ряд западных исследователей рассматривал в таком каче­стве сталинщину в экс-СССР как жесткую диктатуру маргинальных слоев, навязавших систему антиценно­стей всему населению страны. Многие исследователи рассматривают маргинальность как один из серьезных истоков политического радикализма.

Однако маргинальность далеко не всегда проявля­ется столь драматично. Есть и гораздо более мирные случаи ее проявления. Так, одним из классических примеров в исследовании маргинальных групп может считаться группа служащих. Не случайно именно у слу­жащих в специальных исследованиях фиксируется особенно низкий уровень групповой идентификации. С одной стороны, это объясняется большой неодно­родностью данной группы. Основную массу служащих, например, в развивающихся странах составляют мел­кие государственные чиновники, мелкие служащие го­сударственных и частных предприятий и учреждений и т. п. В целом, они относятся к мелкобуржуазным и полупролетарским слоям и представляют собой «трудя­щихся». С другой же стороны, однако, для служащих существуют значительно большие возможности карь­еры, продвижения вверх по социальной лестнице, чем, скажем, для рабочих. Естественно, служащий верит в возможности развития своей карьеры, что и опреде­ляет характер его социально-политического поведе­ния. Он стремится отнести себя к так называемой бюрократической буржуазии и, естественно, будет поддерживать интересы буржуазии в целом.

Своеобразной разновидностью современных мар­гинальных групп можно считать люмпенизированные (от немецкого lumpen— лохмотья) слои населения. Как известно, впервые понятие люмпен-пролетариат было введено для обозначения низших слоев общест­ва, обычно деклассированных и деморализованных слоев пролетариата, неспособных к самостоятельному, организованному социальному самовыражению в рам­ках принятых социальных норм. Известный теоретик О. Бауэр и другие исследователи данного направления связывали нарастание политической активности этого слоя в конце 20-х гг. XX века с наступлением фа­шизма. «Подобно тому, как это делал Бонапарт во Франции, современные диктаторы реакции стремят­ся сорганизовать люмпен-пролетарские отбросы в ка­честве вооруженного авангарда фашизма, линчевания и всевозможных Ку-Клукс-Кланов» 131 .

А. Кестлер в 1944 г. первым применил термин люм­пен-буржуазия для обозначения состояния сознания и поведения интеллигенции в периоды кризисов. С конца 40-х гг. употребляется просто слово «люмпен», а в 60-е гг. появляются термины «люмпен-авангард» д «люмпен-массы». В 90-е гг. XX века академик С.С. Шаталин, рассуждая о массовой, практически поголовной люмпенизации бывшего советского общества в ходе реформ, всерьез называл себя «люмпен-академиком». В целом данный феномен трудно локализуется и операционализируется. Это не столько аналитический термин, сколько удачное определение, указывающее на ситуации социальных кризисов и дезинтеграции, способствующих появлению и усилению реакционных идеологий и политических движений.

Современные люмпенизированные слои отлича­ются завышенными социальными притязаниями при одновременном нежелании приложить силы для их осуществления. Некоторые формы люмпенизации но­сят возрастной и, потому, преходящий характер (к при­меру, практически сошли на нет хиппи и подобные им движения). Другие более стабильны — безработные, включая «скрытых» безработных, нищие и т. п. В опре­деленные периоды эти страты могут представлять со­бой резерв или даже базу для реакционных сил, рвущих­ся к власти (крайние формы бонапартизма, фашизма, анархизма). Люмпенизация усиливается с ростом без­работицы, правового нигилизма, социальной незащи­щенности, политической аномии.

Как правило, люмпенизация является непременным спутником слишком быстрых реформ общества, сопро­вождающихся ломкой прежней социальной структуры. Так, например, резкое деклассированно большинства населения и дестратификация общества в ходе вначале политических, а затем социально-экономических ре­форм 90-х годов в России привело к появлению совер­шенно специфических люмпенизированных феноменов типа, например, целого социального слоя так называе­мых «бомжей» (лиц без определенного места житель­ства). Хотя, одновременно, российские реформы пока­зали и обратную сторону медали: психологическую устойчивость ранее достигших высокого уровня соци­ально-группового сознания общностей. В условиях мас­совой реальной безработицы, многомесячных задержек зарплаты и обнищания, даже при смене форм занято­сти большинство кадровых рабочих формально отказы­валось увольняться со своих предприятий, мoтивиpуя это желанием сохранить, несмотря ни на что, опреде­ленный уровень социального престижа.

Большие социальные группы, включающие тысячи и даже миллионы людей, являются наиболее реальны­ми и действенными субъектами политики. К большим социальным группам относятся социальные классы, общественные страты, социальные группы и слои населения. В свое время абсолютизация использова­ния некоторых из этих терминов привела к появле­нию двух принципиально разных подходов: маркси­стского, отстаивавшего исключительность классового деления общества, и веберианского, исходящего из деления общества на социальные страты. Так возник­ли два противоположных пути не только социального познания, но и социально-политического развития. Однако, развитие общества и науки о нем уже к кон­цу XX века показало непродуктивность подобного же­сткого противопоставления. Концепции К. Маркса и М. Вебера не исключают, а фактически дополняют друг друга. Дело не в терминологических спорах от­носительно объяснительных схем, а в идентичной социальной реальности. Реально же, во всяком обще­стве существуют большие, прежде всего социально-профессиональные группы, значительно различаю­щиеся характером и особенностями своей ведущей деятельности. Ведущая деятельность порождает свои психологические особенности, свои социально-груп­повые варианты сознания, идеологии и политическо­го поведения той или иной группы.

Читайте также:  Как рассчитать коэффициент инфляции

Социально-групповое сознание — исторически обу­словленный уровень осознания членами большой социальной группы своего положения в системе раз­деления труда и существующих общественных отно­шений, а также своих групповых потребностей и ин­тересов. Это особый политико-психологический феномен, производный от обыденной, повседневной групповой психологии. Осознаваемые элементы групповой психологии, приобретая более строгие и рационализированные формы, составляют содер­жание социально-группового сознания. Его особен­ности — цельность, четкость, определенность ценно­стных ориентации и представлений о целях общественного действия. Генетически, групповое сознание обычно является основой идеологии той или иной большой социальной группы. Идеология же всякой большой социальной группы — это система­тизированные, выраженные в научной форме основные потребности, цели и интересы данной группы. Конкретно-психологически, всякая идеология включает в себя, прежде всего, ценности, нормы и образ­цы поведения данной социальной группы. В свою очередь, социально-групповое сознание яв­ляется порождением социально-групповой психоло­гии в целом. В ее историческом развитии выделяют­ся три основные фазы. Во-первых, это стихийное развитие потребностей большой группы. Оно зави­сит от объективного места группы в обществе, от ее положения в сложившейся системе разделения тру­да. Во-вторых, взаимодействие новых потребностей с ценностными ориентациями и целями, отражаю­щими прошлый опыт группы и его традиции, появ­ление противоречий в процессе этого взаимодейст­вия. Это зависит от способности группы к рефлексии происходящих с ней изменений, и специально зани­мающихся этим людей — «элиты» данной группы. В-третьих, «поиск» новых ценностей и целей, который оказывается тем более успешным, чем полнее и последовательнее развивается самостоятельная идеоло­гия данной группы, чем активнее она может себя выражать и противостоять идеологиям других боль­ших групп. Это уже совсем прямо связано с деятель­ностью идеологов группы. В целом же, развитие групповой идеологии идет как бы по цепочке: от психологии большой социальной группы — через социально-групповое сознание — к идеологии данной большой социальной группы. Групповая психология, на том или ином уровне зре­лости, свойственна всем представителям группы. Групповое сознание — уже только наиболее продви­нутой ее части. Групповая идеология доступна еще меньшему числу людей, обычно это — удел исклю­чительно политической элиты данной большой соци­альной группы.

Диалектика развития социально-группового созна­ния рассматривается в соответствии с гегелевской формулой: от «группы в себе» к «группе для себя». Положение «группы в себе» — ситуация, когда группа в целом и ее представители, выполняя в общест­ве определенные функции, еще не могут осознать этой роли и своего особого положения, и действовать в соответствии с этим. Социально-политически, они находятся в подчиненном положении и обслуживают иную, обычно «уходящую» политическую группу. Положение «группы для себя» — уже совершенно иная ситуация. Оказывающаяся в ней группа или, по крайней мере, часть ее представителей осознают вы­игрышные особенности своего положения и начина­ют активно участвовать в социальных, прежде всего политических процессах, направленных на измене­ние общественного устройства в соответствии с по­требностями, интересами, ценностями данной группы. Тогда данная группа создает определенные институ­ты, инициирует необходимые процессы и, в итоге, пе­рестраивает все социально-политическое устройст­во «под себя» и свои интересы.

Развитие социально-группового сознания членов больших групп обычно проходит три основных уров­ня. Первый уровень — «внешне-типологический». На этом уровне представители большой социальной группы идентифицируют себя и друг друга по внеш­ним признакам и фиксируют свою внешнюю схо­жесть, Однако обычно у них еще отсутствует осоз­нание единства и общности своих интересов. Второй уровень— «внутренне-идентификационный». На этом уровне появляется групповое самосознание на уровне первичной локальной общности, связанной с общими условиями жизни и деятельности, а также с возникающими на этой основе общими потребностя­ми и интересами. Третий уровень — «солидарно-дей­ственный». На нем обычно у людей уже возникает осознание единства интересов и ценностей большой общности и своей принадлежности к ней. Продвиже­ние по данным уровням связано с объективными и субъективными факторами.

Основные большие социальные группы всегда име­ют свои достаточно четко обрисованные политико-психологические особенности. К таким группам от­носятся в первую очередь буржуазия, рабочий класс, крестьянство и интеллигенция, обладающие собст­венным внутренним делением. Различаясь по своим потребностям и интересам, они сосуществуют в сложнейших взаимоотношениях, обычно обеспечи­вающих стабильное общественное развитие. Кон­фликты между этими группами приводят к сложней­шим кризисам и социальным революциям. Однако общая логика социального развития постепенно ведет к развитию таких форм контроля за политическим поведением больших групп, которые способствуют минимизации внутренних социально-политических конфликтов. Главным направлением развития постепенно становится минимизация монополии той или иной группы на политическую власть и поиск усло­вий социально-политического консенсуса. Особенно перспективную роль в этих процессах ныне играет интеллигенция, все больше претендующая на веду­щую роль в активно развивающемся современном постиндустриальном, открытом информационном обществе. Особую конфликтную роль в современном общест­ве играют так называемые маргинальные и, особен­но, люмпенизированные слои населения, представ­ляющие опасность в качестве потенциальной базы политического радикализма.

Кто такие люмпены

Люмпены – кто это простыми словами

Люмпены – представители населения, утратившие свое классовое лицо. Истоки термина ведут в ХІХ век. Его ввел немецким социолог Карл Макс для обозначения низших слоев пролетарского общества. В переводе с немецкого слово означало «лохмотья».

В последующие эпохи люмпенами окрестили нищих, бездомных бродяг, уголовников, людей с психическими отклонениями, путан и других асоциальных элементов.

Для «людей в лохмотьях» характерны мимолётные заработки, выживание на «подачки», отсутствие собственного жилья и другого имущества. Они фактически рассчитывают только государственные пособия, не пытаясь коем образом улучшить свою жизнь.

У люмпенов отсутствуют нравственные критерии – они готовые безоговорочно повиноваться сильной социальному классу.

Люмпенизация особо процветает в условиях экономического кризиса и социального неравенства. Поэтому общественные правозащитные организации прилагают много усилий, чтобы защитить права каждого человека в обществе, независимо от уровня размытости социальных корней.

Люмпен и маргинал: одни и те же люди?

Пытаясь выяснить, кто такие люмпены, наверняка сталкиваются с термином маргинал. Это похожие по значению понятия, но не идентичны. Два термина объединяет обозначение людей низших общественных слоев. Люмпенам и маргиналам одинаково тяжело социализироваться.

Маргиналы выступают изгоями в своей соцгруппе, или находятся на стыке слоев. Часто маргиналы выглядят отступниками от привычного уклада общественной жизни в той или иной стране.

К примеру, среди маргиналов чаще всего встречаются иммигранты, которые не способны социализироваться в новом обществе в глазах коренного населения, привыкшего в своему кладу жизни.

В отличие от люмпенов, которые намеренно избегали общественно-полезной деятельности, усилия маргиналов могли быть предвзято восприняты в обществе. Поэтому называть бедняков, работающих не покладая рук, люмпенами изначально неправильно. Этот термин наиболее правдиво характеризует бродяг, которые промышляют кражами и обманом.

Часто к люмпенизированной прослойке относят безработных, которые страдают алкоголизмом и наркоманией. В эту когорту попадают и потенциальные содержанки и альфонсы, люди, которые намеренно не работают и живут с государственной соцпомощи.

В чем разница между люмпенами и маргиналами?

В каждом современном обществе возле социально адаптированных граждан проявляются люди, опустившиеся на самое «дно» и воспринимающие только грубую физическую силу, направленную к ним. Эти оба представителя общества имеют явные характерные отличия. Люмпенизированного человека без нравственных устоев выделяют из толпы следующие характеристики:

  • аморальное поведение;
  • безрассудство мыслей и действий;
  • уязвимость перед властной группой лидеров;
  • бродяжничество;
  • проживание на чужой жилплощади, или без нее;
  • жизнь за счет государственных пособий по безработице и прочих социальных дотаций;
  • короткие ситуативные заработки на жизнь (часто нелегальные);
  • отсутствие собственных вещей, или наличие минимального набора наиболее необходимого имущества.

Среди маргиналов, напротив, часто встречаются состоятельные личности, которые на определенном этапе утратили в глазах общества свое прежнее выгодное положение. Маргинализированные субъекты часто посвящают себя полезному общественному делу, часто становятся жертвами действующих социальных устоев.

Читайте также:  Как сохранить накопления от обесценивания

Часто среди маргиналов, помимо эмигрантов, встречаются бывшие военные, которые не смогли реализовать себя в мирных условиях. Основной канал маргинализации ‒ массовая миграция из сельского населения в город.

Общественные риски

Чем больше в гражданском обществе «оборванцев», тем больше они угрожают населению страны. Привычная среда обитания люмпенов имеет экстремистский подтекст. Люмпены могут безоговорочно разжигать массовые беспорядки по сигналу «верхушки».

Социологи выделяют еще одну острую проблему для современного общества – резкое падение статуса многих интеллектуальных профессий. Педагоги, ученые, медики, инженеры утратили былую элитарность. Научная деятельность в постсоветское время и вовсе превратилась в низкооплачиваемое занятие.

В Западных странах перечисленные профессии не попадают в зону риска понижения социальной значимости.

В нашей стране многие высококвалифицированные работники умственного труда вынуждены вставать на путь маргинала и отказываться от любимого призвания для более «денежных» занятий. Эта тенденция порождает «утечку умов» за рубеж.

Когда маргинал пребывает под сильным общественным давлением, сильно страдает его психика – человек замыкается в себе. Как видим, в первом варианте – люмпены несут угрозу благополучию общества, а во втором общество ущемляет со всей силой каждого отдельного маргинала.

«Глэмпинг» — новый вид эко – туризма в России

«Глэмпинг»: гламурный кемпинг или рай в шалаше для любителей природы

Есть категория людей, которые обожают природу, но не готовы расстаться с городским комфортом. И не надо! Именно для таких был придуман новый туристический формат – отдых на природе, совмещенный с благами цивилизации. Никакого аскетичного быта – рядом мягкая кровать, теплый душ, вай-фай. А прямо за дверью – природа: зелень, свежий воздух, пение птиц, рассветы и закаты. У нового тренда есть свое название – глэмпинг.

Отдых на природе по-царски

Глэмпинг расшифровывается как «гламурный кемпинг» или «роскошный кемпинг» (объединение двух английских слов, glamorous + camping). Выглядеть это может по-разному: обустроенные шатры, футуристические сферы, эко-хижины, юрты, комфортабельные трейлеры. Вокруг – дикая природа, а внутри – привычный комфорт. Вместо спального мешка – кровать, купание в реке заменяется душем, тушенка – вкусной едой. Пространство полностью обустроено: удобная мебель, телевизор, электричество и даже кондиционирование.

Идею «глэмпинга» раскрутили в Великобритании. Все началось с крупных музыкальных фестивалей около 15 лет назад – отдыхающие не желали довольствоваться палатками, предпочитая комфорт. Позже идею «подхватили» и другие: семейные поездки за границу заменили отдыхом в сельской местности, но с привычными удобствами. В 2016 году новый тренд стал настолько популярен, что слово даже внесли в Оксфордский словарь.

Впрочем, и до британцев люди с комфортом отдыхали на природе. Вот только несколько примеров:

  • Королевские шатры с роскошным убранством (во время охотничьих выездов, встреч с высокопоставленными лицами, военных походов). С собой везли мебель, кухню и провизию, изысканный декор. Королевскую свиту сопровождали шуты и музыканты.
  • Африканское сафари в XX веке. Такой отдых был популярен среди американцев и европейцев. Сафари-тент устанавливали на деревянный помост. Палатки обставляли мебелью и предметами старины, защищали сетками от насекомых. После обеда наслаждались чаепитием – стол сервировали слуги.

Сегодня самый большой интерес к новому тренду проявляют в США, Великобритании и Австралии. По подсчетам британского туристического бюро, ежегодно рынок глэмпингов растет на 21%. Владельцы такого бизнеса объединяются в сообщества – есть Американская Ассоциация Глэмпинга и Американская, а сейчас и в России.

Глэмпинг и кемпинг: разное отношение к комфорту

Глэмпинг подозрительно напоминает кемпинг. Но подход здесь диаметрально противоположный. В кемпингах отдыхают люди, которые ради природы готовы пожертвовать комфортом. Глэмпы, напротив, выбирают те, кто отказываться от привычных удобств не готов даже ради природной красоты.

Основное отличие между глэмпингом и кемпингом – удобства. Обязательно должен быть душ и туалет, электричество, обслуживание. Глэмпинг по уровню сервиса и обстановке напоминает отель. Кемпинг – вариант упрощенный и демократичный. Это небольшая территория с трейлерами или палатками. Иногда есть душ и туалет на площадке, но этим все удобства и ограничены.

Каждое жилище в глэмпинге включает ванную комнату (с горячей водой), удобную современную мебель в номере, вкусную еду (зачастую ее готовит специально приглашенный повар). Для сна – полноценная кровать с постельным бельем (никакого спальника!).

Глэмпинг – это:

Цены на такой вид отдыха варьируются — от 2000 рублей за ночь на человека (в зависимости от сервиса). Предусмотрен не только комфорт, но и дополнительные услуги: смена полотенец, уборка, завтрак в постель, ресепшен, ресторан. Конечно, здесь нет вышколенного персонала уровня пятизвездочного отеля или дорогих брендовых шампуней. Но в глэмпе почти так же комфортно, как в гостинице.

Глэмпинг на любой вкус

Глэмпинги выглядят по-разному, ведь фантазия создателей ничем не ограничена. Это могут быть комнаты-капсулы, стеклянные юрты, домики на деревьях, комнаты-пузыри, хижины, бунгало, вигвамы. Природа за порогом тоже отличается – от пляжей до национальных парков. На известном портале Booking к формату «глэмпинг» относится более 1,8 млн предложений по всему миру.

Один из интересных примеров – глэмпинг в Швейцарии в виде домиков-капсул круглой формы. Каждое жилье расположено на деревянной платформе (высота 1400 м над уровнем моря). Из панорамных окон и с террасы открываются виды на горы. В номерах есть все необходимое: кровать, ванная комната и даже дровяная печь.

Впечатляющий пример глэмпинга – в Испании возле заповедника Parque Natural Urkiola. Домики в эко-стиле расположены на деревьях. Гости могут отдохнуть в спальне, где есть большая кровать, или посидеть в гостиной. А захочется – выйти на террасу. Здесь можно не только отдыхать, но и работать – доступен Wi-Fi.

В горах Чили туристам предлагают остановиться в аутентичных хижинах, воссоздающих жизнь местного народа алакалуфи. Правда, в таком домике есть все необходимое, в том числе, ванна и туалет. Интересный момент – техника и освещение работают благодаря энергии солнца и воды.

Развитие глэмпинга в России

Глэмпинг еще почти не распространен в России. Но примеры этого вида экотуризма все же есть. Более того, туристический портал Skyscanner включил в двадцатку лучших глэмпингов и российские – целых пять! Это «Гуляй-Город» в Тульской области, «Лес и Море» под Москвой, LeapRus в Кабардино-Балкарии, «Мишкина сказка» в Карелии и «Чепош парк» (Алтай). «Конкурентами» российских эко-мест стали глэмпинги Греции, Шотландии, Франции, Португалии, Ирландии, Италии, Чили,и Хорватии.

В горах Кабардино-Балкарии несколько капсул-номеров располагаются на высоте почти 4 тысяч м – на Эльбрусе. Две из них предназначены для ночевок (вмещают до 18 человек), третья служит столовой, а в четвертой обустроены ванные комнаты.

Примеры глэмпинга есть в Москве и Подмосковье, в Карелии, на Алтае. Но нередко то, что продвигают под новомодным словом, на самом деле – коттеджный поселок или благоустроенный кемпинг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector