Каким странам должна россия - Puzlfinance.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Каким странам должна россия

Самые крупные должники России

Долг платежом красен. Именно об этом всегда обязан помнить заёмщик, получающий кредит, и должен учитывать тот, кто его предоставляет. Но есть и другая поговорка: давать в долг стоит только ту сумму, с которой не жалко расстаться. Абсолютно такими же принципами руководствуются и государства, когда берут либо дают деньги в долг другим странам. В подобных отношениях участвует и Российская Федерация. Кто же они, должники России, и кто из них должен нам больше всех?

Международные кредиты: политика или долгосрочные инвестиции?

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора, в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Во советские времена число наших союзников было велико. В целях борьбы с мировым капитализмом СССР вынужден был всячески поощрять своих партнеров. Мотивация выражалась в поставке вооружений, помощи в развитии инфраструктуры, в крупных займах на льготных условиях. В обмен на это партнеры проводили «правильную» внутреннюю политику и принимали сторону Советского Союза в геополитическом противостоянии с Западом. Но время идет, СССР не существует уже почти 30 лет, а некоторые страны до сих пор должны по старым займам и не стесняются брать новые.

У каждого государства есть свои причины для получения кредита. Чаще всего это тяжелое экономическое положение, вызванное кризисом или геополитическими проблемами страны. Одалживая деньги, Россия, как и СССР, обеспечивает лояльность со стороны заемщика. Рассмотрим список самых крупных наших должников.

Кто должен России и сколько

Почти все должники РФ – это бывшие республики СССР и страны-союзницы со времен коммунизма. По официальным данным Минфина, сумма текущего долга перед Россией составляет $27 млрд. Самым крупным должником является наша ближайшая соседка, Республика Беларусь. Формально мы строим вместе Союзное государство. Но, поскольку каждая страна печатает свою валюту отдельно, общего бюджета нет и в обозримом будущем не предвидится. В первую очередь из-за того, что президент Лукашенко не горит желанием объединяться и терять свою власть.

Продолжаем изучать сервис Penenza

Минск задолжал Москве более $7,5 млрд, сумма долга только увеличивается. Это вынудило Россию летом 2019 года впервые за все время отказать в рефинансировании долга Беларуси. Также был принят ряд мер, подталкивающих соседа к скорейшему погашению задолженности. В частности, налоговый маневр в сфере поставок нефти, цены на газ и вопрос строительства АЭС на территории Беларуси.

Следующим по сумме задолженности перед Россией идет Украина. Киев должен нам $3,7 млрд, из которых 3 миллиарда – долг по гособлигациям. Эта сумма не признана Украиной, которая называет данные деньги «взяткой» беглому президенту Януковичу за отказ от ассоциации с Евросоюзом. Власти страны считают единственной задолженностью перед РФ 0,61 миллиард долларов за поставки газа еще с 90-х годов.

Следующей страной-должницей России является Венесуэла, с суммой задолженности $3,15 млрд. Она образовалась в результате получения Венесуэлой кредита на покупку российского вооружения. В задолженность этой страны не включаются инвестиции Роснефти и некоторые другие вложения в нефтедобычу. Независимые аналитики оценивают общую сумму долга в $17 млрд. С большой вероятностью часть данной суммы окажется невозвратной.

Последним из крупных заемщиков России является Куба. Остров свободы должен порядка 3 миллиардов долларов. Львиная доля долга ($30 млрд) Гаване была списана в 2014 году. Остаток Куба обязуется вносить равными платежами на счета российских банков, расположенных на территории острова. Данные средства будут сразу же инвестированы в инфраструктурные проекты на Кубе.

Справедливо ли прощение долгов?

Рядовому обывателю списание международных долгов может показаться чрезмерно халатным действием по отношению к госбюджету. Это деньги налогоплательщиков, почему они должны безвозвратно уходить из страны вместо того, чтобы направляться на развитие экономической и социальной сферы самой России? Однако в этой ситуации не все так просто. Чтобы понять это, нужно обратиться в недалекое прошлое.

Инвестиции в акции золотодобывающих компаний

Акции золотодобывающих компаний РФ: стоит ли покупать

К примеру, после вступления в Парижский клуб кредиторов в 1997 году, Россия выдала многим странам солидные суммы в кредит. Одной из них стал Ирак, получивший тогда 21 миллиард долларов. Долг был списан в два этапа, но не безвозмездно. За это Ирак дал разрешение российским нефтедобытчикам на разработку своих месторождений. Учитывая низкую стоимость добычи ($6 за баррель) и контракт на 25 лет, можно предположить, что прощенный долг окупится с лихвой.

Такая же схема была применена и в отношении Сириеи, когда долг списали в обмен на недопущение строительства газопровода из Катара в EC. Этот маршрут ставил под угрозу интересы Газпрома в Европе. Вьетнаму был списан долг в обмен на гарантированные поставки туда оружия.

Таким образом, одалживая деньги, Россия добивалась соблюдения своих интересов, лояльности партнеров, стимулирования отечественного производителя, субсидирования будущих сделок. Однако не стоит забывать и о том, как много кредитов оказались невозвращёнными и были в результате списаны.

Что мы имеем в итоге

Несмотря на кажущуюся беспечность действий со стороны некоторых стран в отношении внешних долгов, не все долги являются вредными. Зачастую для кредитора есть положительный финансовый результат. Он получает новые рабочие места за счет субсидирования производства или встречные поставки необходимых товаров по сходной цене. Таким образом, международные кредиты – это нормальная экономическая практика. При умелом использовании они могут стать интересной долгосрочной инвестицией. Если же главной целью становится геополитика, увеличиваются риски того, что одолженные средства никогда не вернутся.

А вы считаете справедливой практику кредитования стран, не все из которых в состоянии вернуть полученные средства? Напишите свое мнение в комментариях.

Внешний долг России на 2018 год: кому и сколько должна страна?

Принятый в 1992 закон Российской Федерации разделил государственный долг на внешний и внутренний.

Государственный долг России на 2018 делится на внешний и внутренний займы соответственно с валютой возникших обязательств. Займ в иностранной валюте относятся внешнему долгу РФ, а рублевые — к внутреннему.

Согласно 6-й статьи бюджетного кодекса Российской Федерации, внешний долг государства — это обязательство страны, возникающие в иностранных денежных единицах.

Государственным внешним долгом РФ являются обязательства:

  1. ЦБ;
  2. органов федеративной власти;
  3. федеративных субъектов.

ЦБ является официальным источником информации по структуре, истории, текущему состоянию и плану платежей.

Кредиторами обычно бывают:

Исторические данные

Фактически Госдолг появился в 1991 году после распада Союза Светских Социалистических Республик, когда РФ, как преемница, взяла все долговые повинности на себя.

Из-за тяжелого экономического кризиса в 1990-е после распада СССР Россия практически не погашала займы и набрала новые. Объем внешнего долга РФ рос до 1998 г. и составлял 188 миллиардов $. После пика и окончания кризиса в 1998 г. и преодоления дефолта начали снижаться размеры должностных выплат (см. Грозит ли России дефолт в 2018 году?).

В начале 2000-х гг. Российская Федерация стала укреплять экономические позиции благодаря росту цен на нефть.

Уже летом 2006 в следствии длительных переговоров был преждевременно погашен займ Парижского клуба – 22,5 млрд $.

К 2008 г., из-за доступных иностранных займов, задолженность опять выросла до 0,5 трон. $.

В 2013 г. были погашены кредиты СССР. Выплачено в сумме 3,65 миллиарда $, таким странам: Черногория, Чехия и Финляндия.

Следующий максимум был достигнут в 2014 г. – более 0,7 триллиона $. После чего стал достаточно быстро сокращается из-за санкций.

В конце 2014 – начале 2015 гг. были выплачены свыше 0,1 триллиона долларов за несколько месяцев. Что в итоге привело к валютному кризису и падению курса рубля.

Летом 2017 был погашен госдолг Советского Союза в сумме 125,2 млн $ Боснии и Герцеговине.

Читайте также:  Как Считают Декретные

График внешнего долга России

Объем общего долга страны снижается

Согласно данным на начало этого года, сумма общего долга снизилась до 33% к Валовому Внутреннему Продукту с 40%, установленных ранее. Такой уровень является умеренным согласно годовому отчету ЦБ.

График платежей на этот год

Внешний долг России на 2018 год должен снизится на 50 миллиардов $:

  • В первом квартале уплачено 21,4 миллиард $.
  • В конце второго квартала оплата достигнет 30 млрд. $, однако пока окончательная цифра не озвучивается.

Оценки состояния и динамика внешнего долга РФ

Из-за введения санкций, наложенных на Российскую Федерацию, в цифровом эквиваленте размер долга сокращается, однако в относительных показателях растет. Эксперты считают, что объяснить это можно снижением ВВП, падением курса рубля и сокращением экспорта энергоносителей из-за снижения мировых цен на них.

Согласно мнениям экспертов, динамика роста внешнего долга России не является критичной в соотношении с задолженностью некоторых других мировых держав.

По прогнозам, внешний государственный долг России на 2018- 2019 гг будет продолжать расти. Несмотря на запланированные на этот период оплаты.

ВВП и внешний долг России: По относительным показаниям, госдолг составляет примерно 5-10% от всего ВВП, этот показатель ниже только у 4 мировых держав.

Структура внешнего долга России на 2018

Внешний долг России в 2018 состоит из следующих категорий:

  • Внешний госдолг;
  • Обязательств перед участниками Парижского клуба;
  • Долговые выплаты перед кредиторами, не являющимися участниками Парижского клуба;
  • Обязательства перед бывшими государствами Совета экономической взаимопомощи;
  • Коммерческие займы бывшего Союза Советских Социалистических Республик;
  • Обязательства перед финансовыми международными организациями;
  • Погашение по еврооблигационным кредитам;
  • Облигационные ссуды;
  • Выплаты по ОВГВЗ.

В структуру внешнего долга Советского Союза включены:

  • Договора с рассрочкой;
  • Среднесрочные или краткосрочные ссуды на коммерческой основе, которые подтверждаются векселями и траттами (ценные бумаги);
  • Векселя и тратты с платежами для предъявителей;
  • Инкассо – расчётная банковская операция, по передаче денег получателю от плательщика через банк. За выполнения этой операции взимается комиссия;
  • Обязательства безотзывные и отзывные, в том числе банковские аккредитивы с рассрочкой;
  • Прочие договоренности, относящиеся к разрешению по постановлению руководящих органов.

Практически всю задолженность составляют еврооблигационные кредиты. Ценные бумаги — еврооблигации, которые выпускаются в денежных единицах, отличающихся от государственной валюты.

Внешний долг США — Почему долги не мешают экономике США расти?

Кому должна Россия? Внешний долг в 2018 году

Минфин сообщил — внешний долг РФ сократился после перекрытия займов Советского Союза. На текущий момент есть только одна задолженность перед Южной Кореей. Согласно договорам, она должна быть погашена до 2025 г.

Интересные факты

8 августа 2017 г. Российская Федерация полостью рассчиталась с долгами СССР, выплатив свыше 125 млн. долларов Боснии и Герцеговине.

За 10 лет Россия простила 80 000 000 000 долларов государствам-должникам. Среди стран, которым были списаны задолженности:

  • Куба – 31,7 млрд$,
  • Ирак – 21,5 ,
  • Монголия – 11,1 ,
  • Афганистан – 11 ,
  • КНДР – 10,
  • Сирия – 0,9,
  • Вьетнам – 9,4,
  • Государствам Африки, среди которых: Ангола, Никарагуа, Эфиопия, Ливия, были прощены выплаты в размере боле 0,02 трлн долларов.

Российская Федерация имеет задолженность лишь перед одной державой – Южной Кореей в объеме 594 млн. $.

Кто России должен?

Кредиты иностранным государствам выдаются под грифом секретно. Информацию о размерах долгов в открытом доступе практически не достать, однако, по информации РБК, как минимум 17 стран должны Российской Федерации суммарно 27 млрд долларов.

Все государственные займы подразделяются на две категории:

В первом случае дополнительные условия не предусмотрены — заемщик может тратить деньги по собственному усмотрению (займ Кипру и частично Белоруссии), во втором — это кредитование поставок отечественных товаров за рубеж.

Россия планирует сконцентрироваться на последних займах: в середине текущего года правительство представило свою инициативу об использовании доходов ФНБ, превышающих ликвидную часть более чем на 7 % ВВП, в целях финансирования кредитов на экспорт.

Правительство по традиции выдает другим странам кредиты, но подробности о них не разглашает. Информация перестает быть секретной только после ратификации Госдумой межправительственных соглашений, когда о займах становится известно благодаря официальным лицам. Сведения может раскрыть и государство, выступающее заемщиком.

Секретность обусловлена 2 факторами:

политический характер займов;

часть займов выдается для налаживания военного и технического партнерства.

По информации РБК, для укрепления сотрудничества РФ выдавала кредиты Венесуэле, Индии, Армении и Индонезии.

Министерство финансов в середине второго квартала 2019 года обнародовало сумму задолженности по кредитам в размере 34,4 млрд долларов, 40 % из которых — долги СНГ. 5 млрд долларов от всей суммы — реструктурированная задолженность со времен СССР. Еще с тех пор стране должны Индия, Йемен, Ирак, Куба и Вьетнам.

Главный должник России — Белоруссия

Самый большой долг перед РФ скопила Белоруссия. По данным белорусского Минфина, его размер достиг 7,55 млрд долларов к 1 июня текущего года. С конца 2018 года долг увеличился на 0,03 млрд долларов, а с конца 2012 — в два раза. Однако летом текущего года впервые за историю Москва выдала отказ в рефинансировании займа. Тогда Белоруссия попросила взаймы у Китая и провела размещение облигаций в российской валюте на нашем рынке. К слову, после России Белоруссия больше всего должна Китаю.

Отказ Москвы в рефинансировании долга соседи восприняли как экономическое давление. Белорусы отметили охлаждение в отношениях с Россией. Они понимают, что помимо экономического давления есть и другие ниточки, за которые РФ можем потянуть, например, нефтяной маневр, газовые цены, споры о цене белорусской АЭС, предполагаемым строителем которой будет «Росатом» и т.д.

Партнерства с Украиной больше нет, зато кредитные обязательства до сих пор в силе

Второй по величине должник РФ — Украина (3,7 млрд долларов). Киев остался должен нам 3,075 млрд по еврооблигациям. Их обладателем Фонд национального благосостояния стал в конце 2013 года. Через два года по этим ценным бумагам был объявлен дефолт. Тело задолженности выплачено не было, как и финальный купон. Оппоненты долг не признают, потому что рассматривают облигации как коммерческие вложения, и утверждает, что РФ силой заставила Украину эти бонды выпустить. РФ же, в свою очередь, настаивает на межправительственном характере займа.

Россия обратилась в английский суд за справедливым разрешением спора, однако процесс не закончен до сих пор. Представители Украины уверены, что должны только 0,61 млрд долларов за поставки газа в 90-х. Тогда же страны договорились, что долг будет гаситься через зачет 97,8 млн долларов каждый год в счет аренды РФ базы морского флота в Крыму. Однако после весны 2014 года задолженность в размере 600 млн долларов была заморожена. Сейчас долг не обслуживается и не гасится.

Венесуэла вырывается в лидеры

Исключая задолженность бывших советских республик, Венесуэла накопила крупнейшую задолженность перед РФ из всех иностранных государств. По информации РБК, ее задолженность достигает 3,15 млрд долларов. Долг должен быть закрыт через восемь лет. Долг образовался из кредита, выданного восемь лет назад для поставок военной техники на территорию Венесуэлы.

В июне Президент РФ Владимир Путин озвучил, что Каракас должен Москве 3,5 млрд долларов. Почему данные президента и Минфина расходятся не ясно, однако президент может знать и о другой задолженности иностранного государства, информация о которой открытым источникам не предоставлена.

К осени Венесуэла должна внести очередной платеж по кредиту в размере 200 млн долларов. Однако после ввода американских санкций в отношении венесуэльского правительства могут возникнуть проблемы в получении платежа в долларах.

Когда Россия кредитует страны-союзники, она заранее осознает убыточность мероприятия. Такие займы выдаются чаще всего со льготами и в дальнейшем долг реструктурируется, в результате чего кредитор теряет деньги. Это связано с тем, что займы иностранным государствам выдаются в первую очередь не в целях экономической выгоды, а для укрепления политических отношений.

Последняя реструктуризация венесуэльского кредита произошла в конце 2017 года.

Куба наступает Венесуэле на пятки

Примерно 3 млрд долларов задолжала Гавана. Точных данных по размеру долга нет. Указанная сумма получилась из следующих расчетов. Пять лет назад Москва списала основную часть долга Кубы (90 %). Государство осталось должно России 3,52 млрд долларов. Гавана должна была погашать задолженность равными платежами дважды в год. Если обязательства не были нарушены, к середине 2019 года долг должен был сократиться до 1,76 млрд долларов.

Читайте также:  Федеральный Закон О Коллекторах

В 2015 Куба получила еще две кредитные линии на сумму в 1,44 млрд долларов. Денежные средства были выданы для реализации местных региональных проектов. Однако точная сумма, которую Куба уже израсходовала неизвестна.

Кредиты на атомные электростанции

Однако, по информации РБК, Москва начала финансировать этот проект еще раньше, с 2014 года. Итого суммарная помощь за пять лет составила еще дополнительно 2 млрд долларов. Долги по этому кредиту должны быть погашены к 2047 году.

Займ на строительство венгерской АЭС «Пакш» был одобрен российским правительством пять лет назад в размере 11,1 млрд долларов. Однако по сведениям Управления госдолгом Венгрии к настоящему времени выдано только 28 млн долларов. Эта сумма равна 0,25 % общего объема обещанных инвестиций.

Глава венгерского МИД в марте 2019 года признал, что они серьезно отстают от графика, однако от работы не отказываются. Это значит, что АЭС заработает несколько позднее, чем изначально планировалось. Нарушение сроков связано с затяжными бюрократическими процедурами ЕС, которые отнимают много времени. Еще одной причиной затяжных согласительных процедур могут быть антироссийские санкции со стороны ЕС.

Обычно крупные инфраструктурные атомные проекты занимают продолжительный срок — до 10 лет, поэтому сейчас еще рано судить о том, насколько фактически отстаёт Венгрия от планов, и к чему это приведет. С другой стороны, популярность атомной энергетики понемногу в мире снижается, поэтому ситуация с «Пакш» может привести к заморозке проекта.

Отвлекаясь от Евросоюза, «Росатом» планирует возводить объекты на Ближнем Востоке, в Индии и Белоруссии.

Соглашение о выделении Минску 10 млрд долларов на строительство АЭС было подписано восемь лет назад, но какой фактический размер выбрала Белоруссия по нему — неизвестно. В любом случае этот долг включен в общий (7,55 млрд долларов).

В 2018 году Владимир Путин упоминал о намерении выделить 25 млрд долларов Египту для строительства станции, но в госстатистике иностранного государства пока не упоминаются сведения об увеличении внешнего долга на эту сумму.

Долги Индии остаются загадкой

Индийское министерство финансов опубликовало сведения о долге перед Россией в размере 1,1 млрд долларов. Эта цифра была актуальна на конец прошлого года. Деньги Индия занимала на закупку вооружений у СССР, а гасится он за счет экспорта индийских товаров в Россию.

Весной прошлого года Индия перестала платить по кредиту после ввода американских санкций против «Рособоронэкспорта». Стороны не могли урегулировать вопрос почти год, но в итоге все-таки пришли к компромиссу. На данный момент достоверно неизвестно, есть ли еще задолженность по закупкам российского вооружения у Индии. Причем возможная задолженность могла образоваться не перед Россией как государством, а перед «Рособоронэкпортом».

Одно из индийских СМИ зимой текущего года сообщало, что между Россией и Индией существуют определенные договоренности. На этом основании первая сторона отправляет Индии оборудование для атомной электростанции «Куданкулам». После поставок Россия сама расплачивается с поставщиками, а Индия в дальнейшем должна покрыть российские издержки.

В свою очередь, индийская сторона переводит долг на корпорацию по атомной энергии, а правительство предоставляет последней субсидии на закрытие долга. Проблема в том, что власти Индии сократили бюджетную поддержку атомной корпорации в 2018 году. В этой связи начались задержки по кредитным выплатам.

Весной 2018 года долг индийской корпорации перед РФ составлял 600 млн долларов, но это только долг одной корпорации. Сколько в общей совокупности должна Индия достоверно неизвестно.

Кто еще должен России?

Кто еще задолжал России 13 млрд долларов РБК установить не удалось. Это может быть Китай или Марокко. Обе страны держат в секрете сведения по двусторонним кредитным соглашениям. С другой стороны, должниками могут оказаться иностранные предприятия. Их долги не учитываются в государственных статистиках. Министерством финансов иностранных государств, открытым к диалогу, оказалось только ведомство Сербии. Оно сообщило, что страна задолжала России около 647 млн долларов.

В своем исследовании РБК не учел государственные облигации Англии, Японии, США и некоторых стран Евросоюза, чьим владельцем выступает главный финансовый регулятор нашей страны в пределах администрирования валютных резервов.

Ликвидная доля ФНБ в начале августа составляла 98,5 млрд долларов. Эта сумма отражает международные резервы, которые находятся под контролем Министерства финансов РФ. 40 % этих резервов были размещены в конце ушедшего года в облигациях иностранных эмитентов. Однако невозможно достоверно установить, какая доля приходится на Минфин.

Названы главные должники России

Не менее 17 стран являются главными должниками российской стороны, взяв у нее около $27 млрд. Об этом сообщает принадлежащее Григорию Березкину РБК.

Крупнейшим должником России является Белоруссия — $7,55 млрд на 1 июня 2019 года, по данным белорусского Минфина. Только летом 2019 года Москва впервые за последние годы отказалась рефинансировать текущую часть белорусского долга, и Белоруссия попросила кредит у Китая, а также провела размещение облигаций в российских рублях.

Помимо замороженного кредита Россия поддавливает Белоруссию при помощи нефтяного маневра, проблемы цены на газ с 2020 года, нетарифным торговых ограничений, а также имеются трения по вопросу стоимости АЭС, которую должен достроить в Белоруссии «Росатом».

Дружба закончилась, а кредиты остаются

На втором месте по размеру задолженности — Украина, взявшая $3,7 млрд. Киев, с точки зрения Москвы, по-прежнему должен более $3 млрд по еврооблигациям, которые российский Фонд национального благосостояния (ФНБ) приобрел в декабре 2013 года.

В декабре 2015 года новые власти Украины объявили по этим бумагам дефолт, не погасив ни тело долга, ни финальный купон. За это Россия подала на Украину в английский суд, и стороны судятся до сих пор.

Украина этот долг перед Россией не признает, заявляя, что Москва силой принудила выпустить эти бонды. Но Минфин России считает, что это был двусторонний межправительственный заем.

Украина, со своей стороны, учитывает только долг перед Россией на $0,61 млрд, образовавшийся в 1990-х годах за поставки российского газа. В 1997 году стороны договорились в рамках раздела Черноморского флота, что этот долг будет погашаться в безденежной форме путем ежегодного зачета $97,8 млн за аренду Россией базы Черноморского флота в Крыму. Последний взаимозачет состоялся в марте 2014 года, долг был заморожен на отметке $606 млн, следует из данных украинского Минфина. После референдума в Крыму судьба этого долга не вполне понятна.

Венесуэла не рассчиталась за оружие

По данным Минфина России, основной долг Венесуэлы составляет $3,15 млрд и должен быть погашен в 2027 году. Долг образовался в 2011 году в виде кредита, который предназначался для финансирования поставок в Венесуэлу российских вооружений. Причем у Венесуэлы может быть и другая задолженность перед Россией помимо оружейного кредита.

После введения санкций США против венесуэльского правительства у России, скорее всего, возникнут проблемы с получением денег от Каракаса в долларах.

Венесуэльский кредит реструктурировался трижды, последний раз — в ноябре 2017 года.

Остров Свободы — от долгов и обязательств

Порядка $3 млрд России должна Куба. Ранее в 2014-м Москва списала стране долгов на $30 млрд. Задолженность не могли урегулировать 20 лет, но Госдума сделала это накануне визита Владимира Путина в Гавану.

Когда правительство внесло в Госдуму законопроект о ратификации межправительственных соглашений с Кубой, выяснилось, что латиноамериканской стране прощаются сразу $31,7 млрд из $35,2 млрд задолженности перед Россией.

То есть депутатам было предложено простить острову Свободы 90% долга.

«Остаток долга — $3,5 млрд — подлежит погашению 20 равными долями в течение десяти лет. Суммы, поступающие в счет погашения этого остатка долга, зачисляются на счет Внешэкономбанка в Национальном банке Кубы, подлежат использованию на инвестиционные проекты, реализуемые на территории республики», — пояснял депутатам представитель Минфина Сергей Сторчак.

Читайте также:  Как проверить тройку через интернет

Предполагалось, что возражений не будет. Когда слово предоставили депутату Валентине Терешковой, она напомнила депутатам: «Когда беда пришла в нашу страну в 1986 году, взрыв на Чернобыльской АЭС, Куба приняла 40 тыс. наших ребятишек на лечение и отдых», — сказала Терешкова, предложив депутатам не забывать об этом факте, когда они будут голосовать.

Но ратификация не прошла гладко. Депутат Антон Ищенко (ЛДПР) тоже вспомнил былое, но совсем с другим прицелом.

«Когда речь заходит о списании задолженности даже братским странам, почему-то мы всегда забываем о своих собственных гражданах. Почему не был поставлен правительством вопрос, например, о предоставлении бесплатных путевок всем гражданам страны на Кубу? Почему не прорабатывался этот вопрос?» — возмутился депутат.

Он огласил внушительный список предложений по списанию долгов: списать селянам кредиты, взятые в государственном Россельхозбанке, сделать скидку в 90% всем россиянам, взявшим кредиты в госбанках на ипотеку.

Долги соответствуют амбициям

Кубинский долг — последний из долгов стран, бывших советскими сателлитами: Никарагуа, Ангола, Вьетнам. В 2008 году Россия списала Ираку $12 млрд, Афганистану — $12 млрд. Эти долги были реструктурированы в 2007–2008 годах.

Всего с 1996 года Россия простила долги 23 странам почти на $100 млрд (не считая Кубы).

Кроме того, кубинский долг — самый значительный из всех, имевшихся у Советского Союза, отмечал в комментарии «Газете.Ru» директор Института стран Латинской Америки Владимир Давыдов. По его словам, кубинский долг «соответствует масштабу былых геополитических амбиций СССР, враждовавшего с США».

Кроме того, России должны за строительство атомных станций две страны — это Бангладеш и Венгрия. В прошлом году президент Владимир Путин сообщал о планах выделить Египту госкредит на $25 млрд для строительства АЭС, но в египетской госстатистике этой суммы нет.

Минфин Индии подтверждает задолженность перед Россией $1,1 млрд на конец 2018 года. Эта задолженность номинирована в индийских рупиях и относится к кредитам бывшего Советского Союза, а погашает ее Индия экспортом в Россию товаров.

Среди должников России могут быть также Китай и Марокко, но они не раскрывают своих двусторонних кредиторов. Итого, у России порядка 17 стран-должников, размер долга которых сложно подтвердить по открытым источникам.

Долги самой России перед другими странами незначительные. Ранее в июле пресс-секретарь генсека СЕ Дэниел Хольтген заявил, что Россия должна заплатить Совету Европы €55 млн. Речь идет о выплатах в бюджет СЕ за 2017-2018 годы. Из них 33 млн Россия погасила – за $2019 год.

Кто и сколько должен России

Вопрос долгов всего неоднозначен. Особенно когда речь идет о потом зависших займах, предоставленных прочим странам. Их списание всегда трактуется негативно. Ведь деньги же пропали, лучше бы их страна сразу раздала пенсионерам! Не удивительно, что после публикации очередной сводки текущего состояния дел с российскими долгами критики оживились с новой силой.

По состоянию на 1 февраля 2019 все страны мира должны России 40 млрд долларов. Сюда входят как новые выданные кредиты, так и долги, доставшиеся нам в наследство от СССР. Став членом Парижского клуба кредиторов в 1997 Российская Федерация имела выданных кредитов на общую сумму примерно в 130 млрд. Самыми крупными должниками являлись: Куба (31,7 млрд), Ирак (21,5 млрд), страны Африки (в сумме более 20 млрд.), Монголия (11,45 млрд), Афганистан (11,1 млрд), КНДР (11 млрд), Сирия (9,78 млрд) и Вьетнам (9,53 млрд долларов). Из них за прошедшую четверть века Россия списала долгов на 130,383 млрд долларов.

Таким образом, получается, что в упомянутых 40 миллиардах «старых советских денег» если и есть, то в весьма незначительном количестве. Это уже новые кредиты, выданные фактически в последнее десятилетие. Естественно, возникает вопрос о смысле подобных действий. Тем более в условиях санкционного давления и активных западных попыток экономической изоляции России.

Однако при внимательном рассмотрении картина оказывается сильно иной. Если не вдаваться в детали, все кредиты выдаются для достижения трех основных целей: плата за лояльность, кредит на закупку и субсидирование поставок.

Самым скользким является первый вариант, часто трактующийся как выплата дани за сохранение благорасположения. В определенном смысле так оно и есть, если не учитывать обратную сторону процесса – использования этой лояльности кредитором в своих целях в других вопросах.

Например, Москва в 2005 году списала 9,7 млрд долларов сирийского долга, но за это получила «отсутствие» газопровода из Катара в Средиземное море и дальше в Европу. В результате мы стали поставщиками трети потребляемого Евросоюзом газа, по итогам 2018 года общий объем поставок «Газпрома» туда составил 41,17 млрд долларов. Так что списанные сирийские долги давно и многократно перекрыты полученной прибылью. Которой бы не было, не сохрани мы хорошие отношения с руководством САР.

И это не единственный пример. В два приема Россия простила долги Ираку. Мы «потеряли» 21,5 млрд, но получили за это право разработки иракских нефтяных месторождений, что сделало «Роснефть» и «Лукойл» главными иностранными инвесторами. Учитывая специфику региона, например, работу на территории иракского Курдистана, себестоимость добычи там сильно ниже обычной. Ряд источников называет цифру в 5,99 за баррель. В результате только в месторождении «Западная Курна-2» добывается свыше 1,2 млн баррелей в сутки. Мы там имеем контракт на 25 лет добычи.

Очевидно, что плата за лояльность не такая уж плохая штука и точно не является выбрасыванием денег на ветер. Просто сделки в этой области не столь очевидны и прямолинейны, как привычный потребкредит на покупку мобильного телефона. Списанные деньги не только не потеряны, они создали условия для получения других последующих прибылей. Хотя конечно в отдельных случаях и не все обстоит так радужно. Примером тому может служить долг Кубе.

Впрочем, он как раз больше относится к категории субсидирования закупок необходимого нам табака, сахара, рыбы и морепродуктов. Мы имеем гарантии объемов и долгосрочной стабилизации отпускных цен.

Ну и, конечно же, кредиты активно используются для стимулирования российского экспорта. Всякого – от товарного и промышленного до оружейного. Например, один только Вьетнам и лишь за период с 2011 по 2015 годы купил оружия на общую сумму в 4,1 млрд долларов, 90% этой суммы пришлось на поставки из России. По сравнению с 2006-2010 годами цифра выросла в семь раз. Учитывая минимум 150% рентабельность оружейного бизнеса, легко увидеть, что списание старых советских долгов мы не только уже отбили, но и сохранили рынок сбыта собственной высокотехнологичной продукции.

Хотя, конечно, сейчас Москва к иностранному кредитованию подходит куда более прагматично. Доля платы за лояльность кардинально снижена в пользу расширения финансирования чисто коммерческих долгосрочных проектов. Мы одалживаем 20 млрд долларов Турции на финансирование строительства атомной станции «Аккую». Точнее по документам, конечно, одалживаем, хотя по факту деньги сразу идут на счета «Росатома», собственно строительство и ведущего.

То есть внешне это кредит туркам, а на самом деле обеспечение рабочих мест российским специалистами. А платить по долгам будет Анкара. Причем дважды. Во-первых, собственно по кредиту. Во-вторых, гарантировав «Росатому» сбыт электроэнергии в конкретных объемах и ценах. За предусмотренные контрактом 40 лет эксплуатации АЭС Россия на нем заработает около 72 млрд долларов. По той же схеме Россия намерена кредитовать Египет на 25 млрд долларов.

В общем, можно со всем основанием заключить, что нынешние 40 млрд выданные зарубежным партнерам являются достаточно надежной долгосрочной инвестицией, направленной, в первую очередь, на создание собственных рабочих мест и развитие отечественных технологий. Но сторонников идеи «лучше бы раздали бедным» это явно не убедит. И то, что Россия в данном случае поступает точно так же как «прогрессивный и глобализирующийся Китай», этим теоретикам от экономики не указ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector