Что Значит Дефицит Бюджета - Puzlfinance.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что Значит Дефицит Бюджета

Дефицит и профицит бюджета

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом (рис.31):

  • Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.
  • Дефицит бюджета — это превышение расходов госбюджета над его доходами.
  • Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

  • выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);
  • выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
  • финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом (рис. 32):

Рис. 32. Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

  • реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;
  • реструктуризация государственного внешнего долга;
  • усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
  • сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
  • упорядочение действующей системы социальных льгот.

Профицит бюджета

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие «первичный профицит». Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ — К > РБ — ОГД,

  • ДБ — доходы госбюджета;
  • К — кредиты и займы;
  • РБ — расходы госбюджета;
  • ОГД — обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;
  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

Дефицит федерального бюджета и его финансирование

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП. В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1. Внутренние источники, а именно:

  • кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2. Внешние источники следующих видов:

  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Финансирование бюджетного дефицита — покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на выплаты на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.).

В составе источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных банков и организаций, международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета ( например, объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте).

Предельные значения дефицита бюджета

Предельные значения дефицита федерального бюджета

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (размер последнего не может превышать 4,7 процентов от валового внутреннего продукта, прогнозируемого в соответствующем финансовом году (с 2012 г.).

Утверждение федерального бюджета с дефицитом допускается только в случае, если прогнозируемая на соответствующий финансовый год цена на нефть не превышает базовой цены на нефть, установленной в соответствии с настоящим Кодексом.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Предельные значения дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального образования:

Предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должно превышать 15% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.

При этом предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета размера поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета предельный размер дефицита местного бюджета, может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

Прежде чем определять термин « дефицит бюджета», необходимо обратиться к каждому из понятий, составляющих его отдельно, чтобы понять его сложность.

Термин дефицит относится к отсутствию чего-либо. В экономическом аспекте это связано со злоупотреблением ресурсами в государстве. То есть нация находится в дефиците, когда деньги, использованные в сделках, превосходят те, которые были получены, то есть доход.

С другой стороны, слово фискальный относится к тому, что относится к государству, его сокровищам (казначейству).

Объединение обоих терминов позволяет получить представление о том, что должна казначейство ; то есть оно возникает, когда происходит неумелое управление государственными деньгами, что приводит к экономическим осложнениям для всей страны.

Дефицит бюджета — это отрицательная разница между доходами и государственными расходами за определенный период времени. Концепция охватывает как консолидированный государственный сектор, нефинансовый государственный сектор и центральное правительство . Это отрицательный результат государственных счетов. Когда государственные расходы превышают доходы, возникает дефицит.

Следовательно, дефицит бюджета возникает тогда, когда поступления, собранные за счет налогов и других средств, недостаточны для покрытия тех обязательств по платежам, которые были взяты в бюджет. Национальный учет отвечает за измерение дефицита, обращаясь к различным счетам, чтобы иметь возможность систематически представлять экономическую активность с помощью цифр.

Важно отметить, что когда страна тратит больше, чем входит, говорят, что она имеет дефицит бюджета, если она тратит столько же, сколько поступает, сбалансированный бюджет, и если она тратит меньше, чем уходит в казну, она имеет излишек .

Читайте также:  Когда лучше покупать акции

Когда страна находится в стадии роста, нормально представлять профицит бюджета, учитывая, что общество будет правильно платить налоги и потреблять больше товаров и услуг, поскольку у него будет работа, которая позволит это. С другой стороны, у компаний будет более высокий уровень льгот, что положительно скажется на увеличении доходов от фискальных денег.

Чтобы быть более понятным: если у государства на конец 2009 года государственный долг составляет 3000 евро, а в следующем году он показывает дефицит в размере 200 евро; его государственный долг на конец этого прошлого года составит 3200 евро и те проценты, которые могут быть добавлены. Иными словами, государственный долг подразумевает все те годовые дефициты, которые государство не смогло погасить и которые возникли в попытке урегулировать старые государственные долги.

Фискальный дефицит и государственный долг

С другой стороны, мы можем определить термин « дефицит бюджета и государственный долг», поскольку часто считается, что это одно и то же, и, очевидно, это не так.

Бюджетный дефицит, как мы уже говорили, относится к потерям государства за год; в то время как второй термин относится к долгу, который государство взяло на себя перед своими кредиторами за несколько периодов, то есть накопившемуся дефициту. Когда дефицит существует, государство должно прибегать к государственному долгу, чтобы оплатить отрицательную разницу своих экономических действий, таким образом, обе концепции получают обратную связь.

Когда возникает дефицит бюджета, подразумевается, что государство тратит больше, чем оно получило в виде налогов и других операций на государственные деньги в течение определенного периода времени, обычно одного года.

Следует отметить, что государство получает деньги через сбор налогов, прибыли от продажи природных ресурсов и займов, предоставленных другим странам. Деньги, которые он получает, должны быть использованы на текущие расходы (заработная плата сотрудников), социальные инвестиции и инфраструктуру (аренда, обслуживание), выплаты по долгам (что ему предоставили другие страны) и национальную безопасность. другие государственные расходы.

Дефицит подразумевает, что государство использовало больше денег, чем в своей казне, и что отрицательный баланс должен быть оплачен каким-либо образом; Для этой цели используется ряд инструментов, которые позволяют увеличить сбор или снизить расходы (уменьшить зарплату, устранить ненужные расходы). Но принимать такие решения не так просто, необходимо учитывать множество переменных, потому что любое решение может повлиять на политические и социальные аспекты страны.

Согласно экономической политике, классифицированной как кейнсианская ( Джон Мейнард Кейнс ), дефицит бюджета является надежным инструментом для стимулирования экономической активности, когда частные инвестиции сокращаются, а потребительские расходы снижаются. Эта теория, однако, была опровергнута в различных местах истории, так как они производят определенные негативные эффекты, которые препятствуют расширению экономики, такие как инфляция .

Эксперты, например, ссылаются на то, что увеличение спроса может увеличить объем импорта, а не на местное производство, и предупреждают, что, если дефицит финансируется за счет выпуска нот, это обычно приводит к инфляции и в конечном итоге атакует еще больше. потребление

Для измерения дефицита бюджета в национальном бухгалтерском учете применяются различные критерии в отношении платежей, сборов и обязательств. В целом, дефицит оценивается или оценивается в соответствии с процентом валового внутреннего продукта (ВВП), который он представляет.

Важно отметить, что как государственный долг, так и дефицит бюджета являются худшими врагами развития, причинами, по которым эти слаборазвитые страны не могут выйти из этой экономической ситуации и продолжать брать кредиты.

Эти два понятия очень близки. Долг возникает, когда есть определенный дефицит бюджета, когда расходы страны выше, чем ее собственный доход, что очень редко, когда этого не происходит. Потому что государства всегда тратят сверх того, что они зарабатывают, и именно поэтому они всегда прибегают к государственному долгу, чтобы заплатить то, что они иначе не могли бы.

Взаимосвязь между дефицитом бюджета и государственным долгом неопровержима, поскольку вместе они образуют порочный и постоянный цикл, который отражается в использовании государственного долга для покрытия расходов предыдущего года. Как следствие, дефицит увеличивается, и с каждым годом становится все труднее покрыть долг.

В идеале, государственный долг должен инвестироваться таким образом, чтобы его можно было восстановить, но, к сожалению, в целом происходит то, что эти деньги тратятся на бюрократию и на приобретение определенной группы.

4. Бюджетный дефицит: понятие, функции, виды, пути сокращения

Бюджетный дефицит – это сумма превышения расходов бюджета над его доходами в каждый бюджетный год.

Бюджетный профицит – это сумма превышения доходов бюджета над его расходами в каждый бюджетный год.

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Даже если проект бюджета сбалансирован, в процессе его исполнения равенство сохранить практически невозможно. Выделяют положительные и отрицательные стороны бюджетного дефицита.

Положительная сторона – политика дефицитного финансирования приводит к активизации экономического роста.

Отрицательная сторона — бюджетный дефицит ведет к росту государственного долга, усилению налогового бремени, стимулирует инфляционные процессы.

Дефицит бюджета может возникнуть в результате:

Необходимости осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики,

Чрезвычайных обстоятельств (война, крупные стихийные бедствия и др.).

Кризисных явлений в экономике, ее развала, неэффективности финансово-кредитных связей и др. — наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Функции бюджетного дефицита:

Различают следующие виды бюджетного дефицита:

Структурный дефицит – дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета.

— дефицит или положительное сальдо бюджета, рассчитанные для экономики, находящейся в условиях естественного уровня безработицы, при естественном уровне ВНП, а также при ставках налога и размерах трансфертных платежей, определяемых действующим законодательством. Обычно наличие структурного дефицита является результатом дискреционной фискальной политики. Дискреционная фискальная политика — осуществляемое правительством преднамеренное изменение налогов (налоговых ставок) и объема правительственных расходов (расходов на товары и услуги и программ трансфертных платежей) с целью обеспечить производство неинфляционного ВНП при полной занятости и стимулировать экономический рост.

— представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы.

Циклический дефицит — дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.

— разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом. Такой дефицит изменяется на протяжении делового цикла. Если реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного дефицитом, то разность между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком.

Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Квазифискальный (скрытый) дефицит государственного бюджета – обусловлен квазифискальной (квазибюджетной) деятель­ностью Центрального Банка, а также государственных предприя­тий и коммерческих банков.

К числу квазифискальных операций относятся:

а) финансирование государственными предприятиями избыточ­ной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на на­чальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд (просрочен­ных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.) Эти креди­ты выплачивают, в основном, за счет льготных кредитов ЦБ;

в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на за­купки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинанси­рования коммерческим банкам на обслуживание недейст­вующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяй­ственных, промышленных и жилищных программ по льгот­ным ставкам и т.д.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактичес­кого бюджетного дефицита и государственного долга, что может делаться целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на еже­годно сбалансированный бюджет.

Первичный дефицит — представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает «бремя долга» в экономике.

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Активный дефицит возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения.

Пассивный дефицит – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 — 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% — критическим.

Наиболее сложной проблемой является проблема сбалансированности бюджета.

Существуют различные методы покрытия бюджетного дефицита:

Кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

Первая форма – эмиссия денег. В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж — доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. Последствия такой эмиссии следующие:

развивается неконтролируемая инфляция,

подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, снижается инвестиционная активность,

раскручивается спираль цена — заработная плата,

падает уровень жизни населения, обесцениваются сбережения населения,

воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной, стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег.

Вторая форма – кредитная эмиссия. Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти платежи нередко финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Читайте также:  Кому Положена Льготная Пенсия В России

Государственные займы могут осуществляться в различных формах:

в виде передачи государственных ценных бумаг;

займов у внебюджетных фондов;

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Национальном Банке.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Государственные займы менее опасны, но и они в какой-то мере подрывают рыночную экономику если имеет место принудительное размещение государственных ценных бумаг или сужаются возможности получения частными фирмами кредитов, что увеличивает спрос на кредиты на рынке ссудных капиталов, способствует удорожанию кредита, т. е. росту учётной ставки.

Если задолженность государства накапливается, то она превращается в государственный долг. Понятие государственного долга и методы управления им были рассмотрены выше.

Увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения.

Его суть заключается в пропорциональном сокращении государственных расходов по всем незащищенным статьям бюджета.

В перечень защищенных статей как правило включаются:

начисления на заработную плату;

трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь);

медикаменты и перевязочные средства;

проценты по государственному долгу;

погашение государственного долга;

оплата услуг научно-исследовательских организаций.

Сокращение бюджетного дефицита должно осуществ­ляться по специально разработанной программе. Она долж­на предусматривать следующие меры:

— повышение эффективности общественного воспроиз­водства, которое будет способствовать росту финансовых ре­сурсов;

— дальнейшее развитие и укрепление рыночных отноше­ний, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности (с целью сокращения бюджетного финансирования);

— расширение круга плательщиков должно осуществ­ляться одновременно с оптимизацией налогообложения;

— развитие территориально-регионального хозрасчета (укрепление самостоятельности регионов);

— оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направ­ляемых в реальный сектор экономики;

— сохранение финансирования лишь важнейших и обоснованное принятие новых социальных программ;

— совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере;

— корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансферт­ных платежей;

— реформирование бюджетного процесса в целом. Необ­ходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования;

— составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и рас­ходов;

— развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличе­ния денежной массы в обороте;

— принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций.

Для достижения реального эффекта и сокращения бюд­жетного дефицита перечисленные мероприятия должны рас­сматриваться в их единстве и применяться комплексно.

Дефицит и профицит бюджета — виды, причины возникновения и способы покрытия

Общая характеристика

Основной целью государственной политики является поиск лучшего решения проблемы недостаточности средств бюджета и его сбалансированности. Реформы, происходящие в России, модифицировали функционирование бюджетной системы и отношения между властью разных уровней.

Сущность государственных средств

На основании документа госбюджета расшифровывается понятие основных объектов системы. Государственный бюджет в бумажном варианте представляет собой документ, состоящий из двух разделов. Доходная часть отражает приток, поступление в госказну налоговых платежей, сборов, прибыли государственных учреждений.

Расходы (роспись бюджета) устанавливают направления использования денег на финансирование задач и функции государства. На доходную часть влияет экономическая ситуация, налогообложение, а структура расходов изменяется в зависимости от потребностей, а также внутренней, социально-экономической обстановки.

Основные источники доходов Федерального бюджета:

  • Налоги и сборы.
  • Доходы от сдачи в аренду или продажи государственного имущества.
  • Деятельность организаций.
  • Внешнеэкономическая деятельность.
  • Дивиденды от акций.
  • Прочие поступления.

Расходование средств из бюджета направлено на исполнение государственных задач, обслуживание внешних и внутренних долговых обязательств, пополнение государственных запасов и резервов.

К расходам на исполнение государственных функций относятся федеральное и местное самоуправление, судебная власть, оборона страны, правоохранительная деятельность, расходы на культуру, искусство, образование, здравоохранение и другое. С помощью сокращения нерациональных затрат удалось прийти к положительным сдвигам расходов.

Способы формирования ресурсов:

  • Прямое участие в рыночных сделках.
  • Налогообложение.

В некоторых случаях государство, осуществляя производство в условиях монополии, хорошо реализует продукцию на рынке по заниженной стоимости. Госкомпании получают выручку, которая возмещает затраты и расширяет производство. Иногда для стимулирования потребления благ государство специально применяет цены, не покрывающие издержки.

Сниженные цены обеспечивают доступность предметов первой необходимости для граждан. В таком случае государственная убыточность оправдывается приоритетом простого перераспределения. Источником денежных средств является налогообложение коммерческих компаний.

Уравновешивание показателей системы

Бюджет является главной финансовой категорией, значимой частью финансов на уровне государства или муниципалитета. Чтобы посчитать его показатели, нужно владеть основной информацией и понимать принцип действия. Таким правом наделена Государственная дума. В этом документе отражается циклический характер развития общества.

Госбюджет — это значимый документ государства, в котором представлены финансовые сметы всех ведомств, государственных служб, правительственных программ. В нем определены потребности, которые необходимо покрыть за счет госказны, а также указывается размер предполагаемых поступлений извне. Бюджетная система регламентируется кодексом с одноименным названием.

Виды бюджета РФ:

  • Федеральный.
  • Субъектов (региональный, консолидированный).
  • Муниципальный (местный).

Бюджет страны должен быть сбалансирован, но по причине различных обстоятельств возникает ситуация дисбаланса. Может образоваться кризисная ситуация, когда доходы не покрывают необходимые расходы.

Общий размер предусмотренных расходов должен соответствовать поступлениям в бюджет, включая заимствованные финансы. Наличие недостаточности бюджетных средств не означает несбалансированности, если достигнуто равенство между расходами и поступлениями.

Сбалансированное состояние государственной казны и экономики страны является основой нормального функционирования органов управления, административно-территориальных отделений. Например, если небольшая часть бюджетирования будет недостаточной и дефицитной, это приведет к задержке финансирования бюджетных учреждений, нарушению сроков выполнения заказов на государственной или местном уровне, возникновению проблем неплатежей.

Нелегко удается добиться уравновешивания доходной и расходной части. Если составление дефицитного бюджета неизбежно, для обеспечения его баланса привлекаются источники финансирования.

Приемы уравновешивания:

  • Установление предельных лимитов расходов.
  • Распределение доходов между бюджетами разных уровней, согласно распределению их полномочий.
  • Увеличение доходной части, поиск резервного финансирования, мониторинг.
  • Модернизация, планирование расходов, потенциально увеличивающих доходы.
  • Экономия.
  • Использование надежных заемных источников.

Важный потенциал представляет санкционирование расходной части. Это контроль со стороны казначейства за соблюдением лимитов обязательств.

Бюджетный дисбаланс

Когда в стране возникает превышение расходов над доходами, в бюджетной системе образуется дефицит. Если доходы превысили расходную часть, возникает профицит. Каждый показатель имеет особое значение и особенности.

Недостаточность финансирования

Слово «дефицит» в экономическом понимании означает недостаточность средств. К нему приводят не только внезапные ситуации, но также государственная политика.

Перед правительственными начальниками всегда стоит выбор и текущие приоритеты: накопить сумму или потребление, увеличить, усилить экономику и социальную справедливость.

Причины дефицита бюджета России:

  • Увеличение государственных расходов на фоне перестройки экономики, а также при необходимости развития промышленности.
  • Рост неоплаченного долга.
  • Снижение доходной части во время кризиса.
  • Чрезвычайные ситуации (катастрофы, война, стихии).
  • Неэффективность финансовой системы и налоговой политики страны.
  • Рост социальных программ без обеспечения средствами.
  • Коррупция.

Проблема снижения дефицита — очень серьезная, по разным причинам. Размер госрасходов огромен, эти обязательства накапливаются несколькими десятками лет, а многие не могут сократиться. Сложным представляется поиск новых источников пополнения казны. Увеличение налоговой нагрузки отрицательно сказывается на деловой активности, становятся частыми случаи криминализации экономики, в том числе уклонение от налогов, сокрытие налогового бремени и рост теневой экономики.

Виды бюджетного дефицита:

  • Случайный. Этот метод называется кассовым, определяется разницей поступления и расходования средств чаще всего в местном бюджете.
  • Действительный. Невосполняемое отставание увеличения доходной части от расходной.
  • Хронический. Повторяется ежегодно и считается результатом долгого кризиса в стране.
  • Временный. Продолжается короткое время, не является очень опасным для экономики. Образуется из-за случайных колебаний доходов и расходов.
  • Плановый. Предусмотрен нормативными актами РФ.
  • Внеплановый.
  • Первичный. Может существовать превышение расходов над поступлениями.
  • Вторичный. Присутствие расходов на процентное обслуживание существующего долга.

В мировой практике известны циклический и структурный дефицит. Первый вариант указывает на снижение деловой активности и снижение налоговых поступлений. Во втором случае при наличии уровня безработицы существует остаток бюджета. Необходимо заранее рассчитать последствия.

Сбалансирование бюджета — это равенство доходов и расходов страны, которое не всегда удается достичь.

Способы равенства

Для финансирования дефицитной ситуации используются разные методы, чаще всего денежные и долговые: неэмиссионное покрытие отрицательного остатка (внутренние и внешние займы), инфляционные методы (выпуск денег).

Главным инструментом является размещение долговых обязательств — облигаций, акций, предоставление банковского кредитования, займов в международных финансовых структурах.

Бюджетный дефицит также покрывается за счет печати новых денег, но это спасает только от увеличения внешнего долга, а также сопутствующих расходов. Инвестиционные потоки в экономику не снижаются, стимулируется совокупный спрос.

Часто используется секвестирование, которое представляет собой пропорциональное уменьшение всех расходов на конкретную дату. Используется с начала ввода и до конца бюджетного года.

Читайте также:  Что принимают ломбарды в залог

Для покрытия недостаточности средств Правительство привлекает кредиты Центробанка. Это крайняя мера, в результате которой денежная масса национальной валюты увеличивается на сумму, не обеспеченную товарами и услугами. В итоге растет инфляция, срывается нормальный механизм образования цен, что влечет падение национального курса. Отрицательным последствием является «эффект Тянзи». Смысл этого явления включает задачу в оттягивании налогоплательщиками уплаты налогов в госказну. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, налоговая нагрузка уменьшается, что сокращает доходы и усугубляет дефицит.

Источники покрытия долга:

  • Банковские кредиты и займы.
  • Государственные займы, осуществляемые эмиссией ценных бумаг.
  • Бюджетные кредиты.
  • Поступления от продажи госимущества (акции, доли, земля, объекты природопользования, драгоценные металлы).

В бюджетной системе всегда должен быть порядок и равенство. Ситуация в стране, когда формула «расходы больше доходов» опасна тем, что может приводить к инфляции. Бюджеты многих стран являются дефицитными. При ежегодном принятии бездефицитного бюджета ухудшаются колебания экономики за счет сокращения расходов и лишнего увеличения налогов.

Превышение доходов страны над расходами

Определение профицитного бюджета прямо противоположно дефициту. Превышение доходов бюджета над его расходами означает излишек средств в казне. Государство покрывает все внешние долговые обязательства, выплачивает пенсии, заработную плату, пособия, могут финансироваться важные сферы промышленности, обороны, здравоохранения и образования. При этом в стране остаются деньги.

Существуют хорошие и плохие стороны профицита госбюджета.

Негативные последствия проявляются снижением эффективности использования бюджетных средств, а также означают повышение экономической нагрузки. Избыток денег просто хранится, что приводит впоследствии к обесцениванию.

Снижается возможность производственных организаций, хозяйствующих субъектов, а также сопровождается эффективностью работы органов власти. Конкурентоспособность денег снижается из-за невовлечения всей массы средств в оборот, возрастает нагрузка на бизнес, потому что профицит часто формируется за счет высоких налогов.

Плюсы профицита:

  • Большее доверие экономики для потенциальных зарубежных инвесторов.
  • При возникновении чрезвычайных, непредвиденных ситуаций страна располагает запасом финансовых средств.
  • Создание, увеличение стабилизационного фонда, неприкосновенного запаса для погашения всех долгов.

Профицит возникает путем увеличения доходной части над расходными статьями. Законодатели понимают, что значит такая ситуация в стране, поэтому принимают правовые меры по запрету структуры бюджетной системы. Государство создает стабилизационный фонд, который расходуется на социальную сферу. Идеальным положением считается баланс между доходами и расходами.

Дефицит бюджетный

Добавлено в закладки: 0

Что такое бюджетный дефицит? Описание и определение термина

Бюджетный дефицит – это положение, когда расходы бюджета выше, чем его доходы.

Это понятие может применяться по отношению к различным видам бюджетов, как например семейный, бюджет фирмы или государственный бюджет. Идеальный бюджет любого уровня системы бюджета страны, прежде всего необходимо в обязательном порядке сбалансировать. Но под действием самых разных причин, (экономических, политических, природных и других) зачастую возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и не налоговые) не покрывают всё, что нужно для необходимого уровня бюджетной системы расходы. Дефицит бюджета необходимо сбалансировать, а для достижения этого существует целый ряд специальных методов. Вот тогда это и определяется как дефицит бюджетный.

Бюджетный дефицит – это состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и неизбежно ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит необходимо отличать от так называемых кассовых разрывов, когда доходы и расходы разделены во времени, а это вызывает недостаток средств в какой-то промежуточный период. Как правило, реальный дефицит бюджетный, носит плановый характер: его максимальные предельно допустимые параметры утверждаются тогда, когда он принимается.

Рассмотрим более детально, что значит термин бюджетный дефицит.

Суть бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит — это финансовая ситуация, по своей сути это превышение расходов бюджета над его доходами. И наоборот, в ситуации когда превышения доходов над расходами возникло, это называется бюджетный профицит. Для того чтобы профинансировать бюджетный дефицит, используют разные источники, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним источникам финансирования бюджетного дефицита можно отнести доход, поступающий от размещения ценных бумаг страны, номинированных в национальной валюте ; бюджетные кредиты; кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями; сюда же можно отнести поступления от продаваемых акций и другого участия участия в капитале, который находится в собственности государства или региона; поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней; разница курса, по средствам бюджета; другие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

К внешним источникам относятся: средства, которые поступили от размещения государственных займов, проводимые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или необходимого региона, номинальная стоимость которых указывается в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, других субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включительно целевые иностранные кредиты (заимствования); кредиты кредитных организаций в иностранной валюте. Другие различные источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный дефицит: плюсы и минусы

Появление бюджетного дефицита как правило воспринимается как негативное явление. Но не стоит спешить с выводами. К примеру, если рассмотреть бюджеты отдельных стран, то они оказываются дефицитными. Если политика государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, то усугубляется по логике, циклическое колебание экономики за счет сокращения необходимых расходов и ине нужного повышения налогов. В силу этого, регулируя дефицит, необходимо учесть не только и не столько текущие задачи бюджетной политики, но учитывать долгосрочные приоритеты.

Дефицит бюджета – это состояние государственного бюджета, при котором его расходная часть не перекрывается доходами. При этом возникает отрицательное сальдо. Данное состояние бюджета характерно для большинства государств с развитой экономикой и неизменно связано с инфляцией.

Дефицит бюджета отражает, как правило, не очень устойчивую ситуацию в хозяйственной и финансовой деятельности государства.

Он перекрывается за счет внутренних и внешних источников финансирования и приводит к увеличению государственного долга.

Причины возникновения дефицита бюджета

Причинами могут быть:

  • рост государственных расходов в связи со структурным переустройством экономики и необходимостью развития промышленного комплекса;
  • сокращение доходов государственного бюджета в момент кризиса экономики;
  • чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные аварии и катастрофы, стихийные бедствия);
  • не особенно эффективная финансовая система страны;
  • политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, которые не обеспечены финансовыми возможностями;
  • высокая степень коррупции в государстве;
  • неэффективность налоговой политики, которая вызывает лишь увеличение теневого (контрабандного) сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита являются достаточно серьёзными по нескольким причинам. Первое, это объем важных государственных расходов велик. Такие обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не возможно сократить, снижение других является непопулярной мерой и будут затрагивать интересы разных слоёв населения. Во-вторых, чтобы найти новые источники пополнения бюджета, это крайне сложно сделать. Налоговое увеличение, скажится плохо, на деловой активности в экономике, поощряет криминализацию экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики), приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом. Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов, нарушение экономических связей, неэффективность системы налогообложения т.п. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

Критерии определения бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит возможно определять по ряду критериев. По характеру возникновения бюджетный дефицит может назвать, как случайный или действительный. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит, всегда обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании финансов.

Случайный дефицит, это как правило возникает на уровне местного бюджета, потому что они в максимальной степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит можно объяснить тем, что невосполняется отставание роста доходов бюджета от роста расходов.

Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но иногда оказывается выше или ниже в процессе исполнения бюджета. .По продолжительности бюджетный дефицит определяется как хронический или временный.

Хронический дефицит соответственно будет повторятся в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит есть следствие продолжительного кризиса экономики.

Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не на столько опасным для экономики и может возникнуть в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема может усугубиться тем,, что временный дефицит при неумелом руководстве, соответственно может перерасти в хронический.

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики государства, могут принимать ряд защитных мер. Это – эмиссионное покрытие бюджетного дефицита, внутренний и внешний займ, налоговый способ покрытия дефицита бюджета.

Еще один практичный способ – это называется секвестирование. Секвестирование бюджета представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определенную долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года.

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики.

Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

  • выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);
  • выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
  • финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

  • реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;
  • реструктуризация государственного внешнего долга;
  • усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
  • сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
  • упорядочение действующей системы социальных льгот.

Мы коротко рассмотрели термин дефицит бюджетный, постарались раскрыть его характерные особенности и виды.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector