Что такое профицит бюджета - Puzlfinance.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что такое профицит бюджета

Профицит бюджета

Профицитом называется излишек или избыток чего-либо, большее число вещей, финансов и тд.

Профицит бюджета же в макроэкономике — превышение доходов бюджета над расходами, то есть ситуация, в которой доходная составляющая бюджета превалирует над расходной.

Говоря простым языком, профицитом бюджета называется положительный процесс в экономике, означающий, что суммарное число дохода при итоговом подсчете выше суммы расхода.

Понятие профицита бюджета включает в себя первичный профицит, в этой ситуации расчет происходит таким образом — доходы государства (не включающие в себя государственные займы и кредиты) должны быть больше расходов государства (без учеты величины государственного долга).

То есть схема первичного профицита выглядит следующим образом: доходы государства (а) минус гос.займы (б) > расходы государства © минус гос.долг © = первичный профицит.

Бюджетная система государства

Бюджетной системой государства является совокупность всех бюджетов, имеющихся в стране учитывая, как бюджет государственных предприятий, так и автономных учреждений частного порядка, — чаще всего, имеется в виду система налогообложения и внутреннего долга. По сути бюджетная система — это сумма доходов и расходов государства, регулирующая все финансовые потоки, задает нужную направленность экономике и управляет центральной экономикой и экономикой федеративных субъектов.

Для того, чтобы составить более эффективные прогнозы и параметры экономической деятельности требуется тщательно отслеживать параметры доходности и расходности государственной экономики. Поэтому существует документация, фиксирующая статьи доходов и расходов государства.

Формирование доходной части государственного бюджета происходит с помощью налоговых и неналоговых доходов, включающих:

  • Налоговый доход получаемый с физических и юридических лиц
  • Налоговый доход получаемый с налогов на реальный сектор
  • Налоговый доход получаемый с косвенных налогов
  • Налоговый доход получаемый с региональных и центральных налогов
  • Неналоговый доход получаемый с разнообразных сборов и пошлин
  • Получение платы за сдаваемое в аренду государственное имущество
  • Прибыль в виде дивидентов по акциям принадлежащим государственному бюджету

Государственный доход определяется в двух подразделениях: собственные доходы и регулирующие доходы.

  1. Собственные доходы — могут быть и как налоговыми, так и неналоговыми — доходы такого порядка государство получает на постоянной основе частично или полностью с соответствующих бюджетов, перечень приведен выше.
  2. Регулирующие доходы — исключительно налоговые — их государство получает из налогов федерального и регионального порядка.
  • Заключения специальных договоров (ассигнаций) на финансирование различных муниципальных учреждений.
  • Спонсирования разного рода затрат в виде товаров, средств и услуг на работу муниципального или государственного сектора.
  • Перемещения денежных средств и других резервов для финансирования населения.
  • Финансирование юридических или других бюджетных лиц через бюджетный кредит.
  • Финансирование местных органов власти (субвенций) и юридических и физических лиц посредством выплат за счет государственного и местного бюджета (субсидий).
  • Инвестиций в работающие или создающиеся учреждения.
  • Выдаче кредитов внешнего характера.
  • Выдача средств для обслуживания государственного долга.

В свою очередь, расходы делятся на текущие — требуемые для того, чтобы органы власти, включающие — органы центральной власти, местное самоуправление и бюджетные учреждения, были способны функционировать согласно государственным требованиям.

Капитальные расходы — расходы, которые идут на всесторонне развитие государства — инновационные технологии, спонсирование проектов, кредиты перспективным организациям, вложения в реновацию зданий, инвестиции.

Сбалансированный бюджет и дефицит бюджета

Сбалансированной бюджет — это равенство доходной и расходной части государственного бюджета. В большинстве случаев — ситуации полной стабилизации баланса государственного бюджета ежегодно — явление невозможное из-за постоянных экономических колебаний. К тому же, еще и не особо нужное — полагают многие экономисты, поскольку до сих пор нет устоявшихся критериев оценивающих установку «сбалансированный бюджет».

Существует целый ряд открытых дискуссий по поводу бюджетного баланса, например — должны ли быть поправки на экономический цикл (то есть циклические колебания экономической активности) в составлении сбалансированного бюджета, должна учитываться номинальная (рыночная ставка без учета инфляции) ставка или реальная ( рыночная ставка с учетом инфляции) в бюджетных расчетах о государственных платежах по внешнему долгу, и вообще должны быть включены процентные платежи по государственному долгу и доходы получаемые с процентов гос-страховой? Единого ответа на этот счет у экономистов нет, точки зрения разнятся, однако частично признают требуемую регулировку бюджета согласно экономической фазе.

В европейском союзе нет обязанности поддерживать сбалансированный бюджет, однако есть предписание — которому дефицит бюджета государства, входящего в европейский союз, обязан установками регулировки дефицита бюджета — требующих превышение не более 3-х процентов годового роста.

Если профицитом бюджета называется превосходство доходности над расходностью гос.бюджета. То дефицит бюджета, что ожидаемо, имеет противоположное значение.

Дефицит бюджета — это, в свою очередь, превышение расходной части. Из-за чего это происходит?

Частой причиной формирований бюджетных дефицитов государства бывает инвестиционная программа в развитие промышленности и перестройку экономической работы, то есть расходы, требующие больших финансовых вложений. Также при финансовой политике далекой от эффективно. Опять же, часто (вернее всегда) бюджетный дефицит провоцируют отрицательные перестройки политической системы, военные действия, революции, государственные перестройки.

Дефицит бюджета нуждается в покрытии. Что осуществляется следующим образом.

Как покрывается дефицит бюджета

Покрывается дефицит бюджета посредством:

  • Инфляции. В этом случае государство выпускает дополнительное число денежных единиц, проще говоря, печатает деньги в количестве, превышающем запланированное государством — в этом случае ценность национальной валюты начинает падать.
  • Внутреннего государственного долга. Такое происходит, в случае с выпуском ценных бумаг государственного займа, страна продает их негосударственным предприятиям, фигурирующим в рамках своего государства, но частным — отдав облигации в качестве обеспечения возврата долга в национальной валюте.
  • Внешнего государственного долга. В этой ситуации государство обращается за займом и финансированием к другим государством, обязуясь выплатить долг валютой, товаром и услугами.

При профиците бюджета, государство, чаще всего, реагирует посредством запуска процесса перераспределений государственных ресурсов, снижений поставок частных ресурсов в заграничное пользование, распределений части ресурсов в сторону оплаты внешнего и внутреннего долгов и реализации объектов второстепенной важности, а также увеличению дотаций населению, в частности, вложений в бюджетные фондовые выплаты.

Считается, что профицит бюджета — это положительное явление в экономике, в принципе, каждое государство стремится именно к достижению профицита, если профицит бюджета государства регулярный, то это значит, что государство достигло высокого уровня экономического развития и прочно удерживает позиции, что свидетельствует о силе и правильной финансовой политике руководства, что и даёт хорошие результаты в государстве и его сфере развитости.

Тем не менее, не все так однозначно — многие экономисты уверены, что профицит бюджета — влияние, скорее негативное, нежели позитивное, потому как проявляется он, зачастую, в государствах с экономическим застоем, в которых отсутствуют инвестиционные проекты и свободные оборотные средства, также проводят параллель профицита бюджета и безработицы, — согласно части теорий — гос.закупки востребованы для контроля и снижения уровня безработицы, поэтому ситуации исключительно профицита бюджета являются сомнительными в аспекте решений всех государственных вопросов.

Профицит бюджета

Профицит бюджета — это превышение поступлений в бюджет над расходами, то есть достижение положительного сальдо.

Чаще специалисты оперируют определением «первичный профицит» (рассчитывается без учета стоимости обслуживания государственного долга). Первичный профицит показывает, что часть доходов идет на погашение государственного долга

Вторичный дефицит включает выплаты по всем заимствованиям.

Наиболее значимый показатель — отношение профицита к ВВП. Например, по итогам 2017 года максимальный профицит отмечен в Тувалу (островное государства в Тихом океане) — 25,6% ВВП. Палау – другое государство этого региона в этот же году показывало профицит в 8,8%, традиционно показывает профицит Норвегия, в 2017 году — 4,2%. Часто профицит показывают государства крупные поставщики сырья в периоды повышения цен на предмет своего экспорта.

В Евросоюзе профицит бюджета в 2017 году отмечен также на Мальте (3,9%), в Беларуси (2,9%), на Кипре (1,8% ВВП), в Чехии (1,6%), в Греции и Хорватии (по 0,8%), в Болгарии (0,9%), в Германии и Швеции (по 1,3%). Видно, что профицит бюджета демонстрируют страны с разным укладом экономики и уровнем благосостояния, однако большинство стран с профицитным бюджетом невелики.

Профицит нельзя признавать безоговорочным плюсом для страны, поскольку чреват нехваткой свободных оборотных средств в экономике. Английский экономист Джон Мейнард Кейнс считал: контролируемый дефицит нужен.

В России по закону бюджет утверждается без профицита.

Читайте также:  Как пополнить счет paypal через терминал

Принцип сбалансированности бюджета

В идеале запланированные и утвержденные расходы и доходы должны быть равны (то есть следует стремиться к нулевому сальдо). По большому счету несбалансированный бюджет, предполагающий, что расходов будет больше, нежели поступлений, вообще нельзя называть бюджетом, ведь выполнить его априори нереально.

Дефицит как таковой не свидетельствует о несбалансированности, если удалось приблизить бюджетные поступления к расходам.

Дефицит бюджета

Дефицит бюджета — это превышение расходов госбюджета над его доходами.

Среди факторов, способствующих появлению дефицита бюджета, — вынужденное увеличение расходов (например, из-за необходимости перестраивать экономику, интенсивно развивать промышленность), неэффективность финансовой и налоговой систем. К дефициту бюджета ведут войны, революции, серьезные катастрофы, массовый наплыв беженцев, а также коррупция. Негативно влияет и продвижение социальных программ, которые не обеспечены денежными ресурсами.

У подавляющего большинства развитых стран обычно есть дефицит бюджета.

В США таковой в 2017 году составил 666 млрд. долларов (3,5% ВВП), (финансовый год заканчивается там 30 сентября). Дефицит бюджета вырос в сравнении с 2016 годом, но ниже чем предполагается в 2018 году.

Что касается стран Еврозоны, то минимальный дефицит в 2017 году зафиксирован в Ирландии и Эстонии (0,3% ВВП), в Латвии (0,5%), в Финляндии (0,6%). Наихудшие показатели в Португалии (3%) и Испании (3,1%).

Финансирование дефицита бюджета

  • денежное (кредиты центрального банка — к этому способу прибегают исключительно редко, ведь в такой ситуации растет инфляция и начинает давать сбои механизм нормального ценообразования; печальное последствие — дешевеет национальная валюта);
  • долговое (выпуск доходных обязательств — после запланированного периода обращения на фондовом рынке их погашают; минус — мало средств идет в реальный сектор).

Чтобы уменьшить бюджетный дефицит, нередко проводят секвестрование: до конца года сокращают расходы по всем статьям на одну и ту же величину в процентах.

Дефицит и профицит бюджета Беларуси

По итогам 2018 года зафиксирован профицит республиканского бюджета Беларуси в 4,7 миллиарда белорусских рублей.

Профицит обычно не возникает спонтанно, хотя и такое случается иногда при неожиданном росте экономики, резком повышении цен на производимые в стране полезные ископаемые и др. Чаще всего профицит сознательно закладывается в бюджет государственной властью. Для этого есть несколько распространенных причин:

  • запланированное или ожидаемое падение доходной части бюджета в следующие годы;
  • аккумулирование средств на масштабные государственные расходы: строительство, государственные программы в области медицины, образования и др.;
  • сбор денег на выплату крупных внешних или внутренних займов;
  • создание государственного резервного фонда.

Последний вариант выбрала такая экономически благополучная страна как Норвегия. В период высоких цен на нефть был создан государственный фонд равный годовой величине норвежского ВВП.

Заранее определить реальную величину профицита (или дефицита) по итогам года не представляется возможным, но можно высказать предположения от целях накопления государством свободных денег.

В проекте бюджета Республики Беларусь на 2019 год предполагается, что профицит должен составить 1,7 миллиардов белорусских рублей. По данным Министерства Финансов республиканский бюджет Беларуси на 2020 год планируется с нулевым профицитом.

Профицит республиканского бюджета по показателям в январе — августе 2019 года составил 3 миллиарда белорусских рублей.

Беларуси в ближайшее время потребуются значительные финансовые активы для текущих платежей по внешним долгам. Для Республики особенно важно точно в срок и в полном объеме исполнять свои долговые обязательства, это вопрос не только имиджа, но и перспективы будущих заимствований.

Профицит: что это такое, его разновидности и роль профицита в бюджете государства

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Часто мы слышим слова, о которых имеем самое смутное представление. Например, «дефицит» и «профицит».

Мы догадываемся, что эти понятия – две грани одного явления. И если про дефицит мы знаем практически все, то о профиците стоит поговорить отдельно.

В этой статье разберем, что это такое, в каких сферах применяется данное понятие, и вследствие чего образуется профицит бюджета государства.

Профицит — это.

Это слово переводится с латинского «proficit» как «избыток». Это значит, что при наличии избытка чего-либо говорят о профиците.

Противоположное по смыслу слово (антоним) – это «дефицит».

В русском языке понятие «профицит» не употребляется в бытовом обиходе, а служит исключительно как термин в определенных сферах (об этом – в статье далее). Так, мы не говорим о профиците продуктов в холодильнике после похода в магазин. Но употребляем этот термин в контексте экономических процессов.

В экономике профицит может быть по отношению к следующим объектам:

  1. товару;
  2. платежному балансу;
  3. торговому балансу;
  4. бюджету.

Далее рассмотрим каждое из этих понятий немного подробней.

Профицит бюджета

Бюджет – это смета (схема) расходов и доходов на определенный период времени. Бюджет может формироваться отдельным человеком, организацией, государством. Более подробно о бюджете можно прочитать по приведенной выше ссылке.

На этом схематическом рисунке достаточно наглядно изображено 3 варианта состояния бюджета:

  1. если доходы превышают расходы, то бюджет профицитный;
  2. расходы больше доходов → бюджет дефицитный;
  3. расходы = доходам → бюджет сбалансированный.

Что такое профицит государственного бюджета

Бюджет государства, как и бюджет любого физического или юридического лица может быть как дефицитным, так профицитным.

Профицит госбюджета свидетельствует о том, что доходная часть бюджета превышает расходную. Это значит, что экономика государства находится в относительно стабильном состоянии: отсутствует чрезмерная инфляция (гиперинфляция), национальная валюта не дешевеет (нет скрытой девальвации).

Профицит госбюджета является важным показателем для иностранных инвесторов (как желтый флажок в руках проводника поезда). Это максимально снижает риски инвесторов.

Принято различать два вида профицита бюджета:

  1. первичный – учитывающий положительную разницу между доходами и расходами государства в определенном периоде без учета его долговых обязательств (долга по внешним и внутренним займам);
  2. окончательный – рассчитанный с учетом выплат по государственным долгам.

Почему возникает избыточность бюджета в РФ:

    главная причина – повышение цен на углеводороды. Не секрет, что экономика нашей страны во многом зависит от стоимости нефти и газа, экспорт которых почти на 50 % составляет доходную часть бюджета государства. При формировании бюджета за основу берется цена углеводородов на текущий момент, все расчеты зависят от этих показателей.

Если же после принятия бюджета цена резко возрастет (допустим, с 50 долларов до 100 долларов за баррель), то соответственно возрастет и наполнение доходной части бюджета. А это, в свою очередь, ведет к резкому увеличению профицита;

  • искусственное сокращение государственного финансирования различных социальных и прочих проектов;
  • увеличение объема от налогообложения физ. и юр.лиц;
  • рост таможенных пошлин.
  • Какая опасность кроется в профиците бюджета

    В ситуации, когда излишки бюджета «не работают», а просто хранятся как денежная масса в наличных деньгах и на счетах (ведь в бюджете профицит не планируется, следовательно, не запланированы и его траты), это становится негативным явлением.

    Все дело в том, что снижается конкурентоспособность национальной валюты, т.к. некоторая ее часть не находится в обороте.

    Выход из этой ситуации – погашение государственных долгов за счет профицита, увеличение пособий и дотаций малоимущим (это как?) слоям населения, снижение налогового бремени на бизнес, формирование денежного резервного фонда для форс-мажорных обстоятельств (например, устранение последствий природных катаклизмов).

    1. По информации из Федерального закона № 459-ФЗ от 29.11.2018 г.: планируется, что профицит федерального бюджета в 2019 году составит 1,932 трлн.рублей, в 2020 году – 1,224 трлн.руб., в 2021 – 0,95 трлн.руб.
    2. По оценке Министерства финансов РФ, в 2018 году бюджет впервые за последние 7 лет был исполнен с профицитом: превышение доходов над расходами составило 2,7 % от ВВП (внутреннего валового продукта), что в денежном выражении равно 2,746 трлн.руб. Это позволило увеличить ФНБ (Фонд Национального Благосостояния – основной денежный резерв РФ) с 3,75 трлн.руб. по состоянию на 01.01.2018 г. до 4,04 трлн.руб. на 01.01.2019 г.
    3. За период с января по апрель 2019 года профицит бюджета составил 2,1 % от ВВП.

    Профицит платежного баланса

    Каждое государство, независимо от состояния его экономики, продает свои товары за границу (экспорт) и ввозит товары, произведенные в других странах (импорт).

    И это касается не только промышленной и сельскохозяйственной продукции, но и услуг, рабочей силы, кредитов, инвестиций (т.е. всех внешнеэкономических операций). Очевидно, что все перечисленное может быть выражено в денежном эквиваленте и подсчитано.

    Читайте также:  Нсв что это такое

    Учет (статистика) финансовых потоков между своим государством и остальными странами называется платежным балансом. Для отслеживания его динамики Центральный Банк РФ формирует отчеты периодичностью 1 раз в квартал и по итогам за год.

    Платежный баланс формируется по правилам бухгалтерского учета, т. е. проводками по дебету и кредиту (по приходным и расходным операциям). Итогом сведЕния баланса является сальдо (арифметическая разница между приходом и расходом).

    Сальдо платежного баланса может быть 3 видов:

      Положительное (активное) – финансовый поток экспортных внешнеэкономических операций больше объема импортных операций.

    Такое сальдо принято называть профицитом платежного баланса. Это свидетельствует о притоке капитала в страну и, следовательно, о развитии экономики.

    Профицит торгового баланса

    Торговый баланс – это соотношение импорта и экспорта товаров (без учета внешнеэкономических операций по услугам, движению капитала, рабочей силы и т.д.).

    По итогам подсчета экспорта и импорта в денежном эквиваленте выводится сальдо торгового баланса.

    Если преобладает импорт, то сальдо отрицательное (дефицит торгового баланса). Если преобладает экспорт – то сальдо положительное, баланс является профицитным.

    В таблице выше приведены официальные данные Росстата из ежегодного статистического сборника за 2018 год.

    Мы видим, что в период с 2015 по 2017 годы торговый баланс РФ был профицитным, и соотношение экспорта к импорту оставалось примерно на одинаковом уровне.

    Товарный профицит

    Излишек товара – это ситуация, когда товар в силу каких-либо факторов не реализуется, а остается на полках магазинов, на складах.

    Такое положение вещей говорит о том, что спрос на товар ниже, чем его предложение, т.е. налицо профицит предложения.

    Причин подобного дисбаланса несколько:

    1. завышенная цена. «Авторами» завышения цен могут быть либо производители, установившие отпускную цену намного выше себестоимости товара, либо посредники, которые являются промежуточным звеном между производителем и конечным потребителем;
    2. ошибка в планировании (завышенное ожидание спроса). Например, летом производитель надувных игрушек изготовил обычное для этого времени года количество надувных матрасов. А лето выдалось дождливым, совсем не пляжным. Матрасы так и остались лежать на полках магазинов, образовался их профицит;
    3. неэффективная работа маркетолога или маркетингового отдела (например, отсутствие или низкое качество рекламы, недостаточное мотивирование потребителя на приобретение товара и т.д.).

    Решение проблемы товарного профицита – в устранении факторов, которые ее породили:

    1. снижение цены. На этапе производства – путем снижения себестоимости товара и (или) отпускной цены (что ведет к снижению прибыли производителя). На этапе реализации – уменьшение «накруток» посредников.
      Как правило, цену на товар, который уже приобретен посредником для последующей реализации, возможно снизить только за счет посреднического процента. Основная форма снижения цены на профицитный товар – проведение акций и установка скидок;
    2. тщательное планирование (уменьшение) объема выпуска товара на следующий период с учетом имеющегося в настоящее время профицита;
    3. повышение эффективности маркетингового отдела (замена сотрудников или повышение их квалификации).

    Хотите быть в курсе актуальных новостей? Читайте наш блог!

    Профицит: что это такое, причины и недостатки

    Понятие «профицит» в переводе с латинского означает «избыток», и не используется в бытовом обиходе, а служит термином, употребляемым в контексте процессов в экономике. Антонимом этого понятия, то есть противоположностью, является слово «дефицит». В этой статье мы подробно расскажем простыми словами, что это такое профицит, в каких сферах используется, и какие причины влияют на образование профицита государственного бюджета.

    Значение основных терминов

    Профицитом является превышение финансовых поступлений (доходов) относительно финансовых трат (расходов). Профицит может быть:

    • бюджетным;
    • торговым;
    • экспортным (импортным);
    • банковским и прочим.

    Бюджет представляет собой смету доходов и расходов на определённое время и может быть сформирован отдельным гражданином (личный бюджет), компанией, государством. Существуют три состояния бюджета:

    1. Профицитный, когда доходы выше расходов.
    2. Дефицитный, когда расходы превышают доходы.
    3. Сбалансированный, когда расходы и доходы равны.

    Любой бюджет, как государственный, так и юридического или физического лица, может стать профицитным или дефицитным. Профицит госбюджета указывает на то, что доходные статьи бюджета превышают расходные. Это означает, что государственная экономика относительно стабильна и характеризуется отсутствием чрезмерной инфляции и скрытой девальвации (обесценивания национальной валюты).

    Профицит государственного бюджета – важный показатель для зарубежных инвесторов, который максимально снижает их риски. Различают два вида профицитного бюджета:

    • первичный. Учитывает превышение доходов над расходами государства в конкретный период без долговых обязательств (внешних и внутренних займов);
    • окончательный. Рассчитывается, учитывая выплаты по госдолгам.

    Причины возникновения профицита

    Профицит госбюджета в России может возникает в результате:

    1. Повышения стоимости углеводородов. Особенность российской экономики — сильная зависимость от цены на нефть и газ. Экспорт этих энергоносителей составляет почти половину доходной части госбюджета. Когда формируется бюджет, за основу берётся текущая стоимость углеводородов. Если их стоимость резко возрастает, то растёт и доходная часть бюджета, а это резко увеличивает профицит.
    2. Искусственного сокращения финансирования государством социальных и других проектов.
    3. Увеличения налогообложения физических и юридических лиц.
    4. Роста таможенных пошлин.

    Бюджетный профицит

    Бюджетный профицит – ситуация в экономике, когда доходы бюджета выше расходов. Если финансовые ресурсы сосредоточены в органах власти, это может привести к уменьшению финансовых возможностей хозяйствующих субъектов, что мешает им оснащать производство, внедрять новые технологии и добиваться эффективных результатов. Поэтому ситуация, когда излишние доходы сконцентрированы в бюджете, считается вредной.

    Так как профицит бюджета оказывает негативное влияние на государственную экономику, законодательством многих государств предусмотрены правовые нормы, запрещающие формирование и принятие бюджета с доходами, превышающими расходы. Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что составление и утверждение любого бюджета (федерального, регионального, местного) должно осуществляться без профицита.

    Если прогнозируется, что доходы превысят расходы, принимаются следующие меры по устранению бюджетного профицита:

    • сокращение доходов от реализации государственного (муниципального имущества), госзапасов и резервов;
    • направление средств из бюджета на дополнительные выплаты долговых обязательств;
    • увеличение расходов бюджета, к примеру, передача части доходов в бюджеты других уровней.

    Профицит государственного бюджета считается положительным явлением, если возникает при экономном и эффективном использовании бюджетных средств (со 100% финансированием, предусмотренным бюджетными расходами). Когда высокая доходность бюджета получена из-за того, что выгодно сложилась экономическая конъюнктура, как следствие бума или экономии, или недофинансированных расходов, то профицит оценивается отрицательно.

    Однако, по какой бы причине не образовался профицит, нужно принимать меры, чтобы сохранить бюджетные средства, которые не предназначены для расходов в утверждённом бюджете. Чаще всего, средствами профицитного бюджета пополняются резервы, погашаются государственные долги, покрываются расходы, предусмотренные бюджетом на следующий финансовый год.

    Платёжный профицит

    Каждая страна, независимо от её экономического состояния, экспортирует и импортирует товары, реализует отечественную продукцию за рубеж и ввозит продукцию, произведённую в других государствах. Это не только промышленные и сельскохозяйственные товары, но и услуги, рабочая сила, кредиты, инвестиции, то есть все внешнеэкономические операции. Все это может выражаться в денежном эквиваленте и подсчитываться.

    Платёжный баланс – это статистика (учёт) финансовых потоков между отдельной страной и другими государствами. Является систематизированной записью результатов любых внешнеэкономических операций за определённый период времени. Кредитом платёжного баланса (плюсом) является приток валюты из-за границы, дебетом (минусом) – отток валюты из государства.

    При отслеживании динамики платёжного баланса, Центральным банком РФ формируются ежеквартальные отчёты и по итогам года. Формирование производится в соответствии с правилами бухучёта, то есть сводятся приходные и расходные операции (дебет и кредит). Результат сведённого баланса – сальдо (разница прихода и расхода). Сальдо бывает трёх видов:

    1. Положительным (активным). Финансовые потоки от экспорта больше финансовых потоков от импорта. Другими словами, это профицит платёжного баланса, который указывает на приток капитала в государство, а значит и на развитие экономики.
    2. Отрицательным (пассивным). Экспортные операции меньше импортных. Такая ситуация является дефицитом платёжного баланса и характерна для государств с неразвитой экономикой.
    3. Нулевым. Импортные и экспортные внешнеэкономические операции имеют равный денежный эквивалент.

    Профицитный платёжный баланс может вызвать следующее:

    • увеличиваются доходы и расходы бюджета страны;
    • развивается инфраструктура;
    • повышается качество и уровень жизни населения страны;
    • увеличивается денежная масса;
    • денежные средства направляются на развитие хозяйственной деятельности.

    Торговый баланс является соотношением товарного импорта и экспорта (без услуг, движения капитала, рабочей силы и пр.). Подсчёт денежного эквивалента импорта и экспорта приводит к выведению сальдо. При преобладании импорта сальдо отрицательное (дефицитный торговый баланс), при преобладании экспорта – положительное (профицитный баланс).

    Товарный профицит

    Излишек товаров — ситуация, при которой товары по каким-то причинам не реализуются, а остаются в магазинах или на складах. Это указывает на то, что спрос ниже предложения, то есть наблюдается профицит предложения. Существует несколько причин, вызывающих подобный дисбаланс:

    Читайте также:  Как Считают Декретные
    ПричинаКомментарий
    Завышенная стоимостьСтоимость товара может завышаться или производителями, которые установили отпускную цену, намного превышающую себестоимость товара, или посредниками – промежуточным звеном между производителями и конечными потребителями
    Ошибочное планирование (завышение ожидаемого спроса)Например, к лету производителем надувных игрушек были изготовлены надувные матрасы. Лето оказалось дождливое и не пляжное, матрасы не раскупили, образовался профицит
    Неэффективность работы маркетологовНеэффективно сработал маркетинговый отдел: отсутствовала реклама (или была низкого качества), недостаточно мотивировались потребители на покупку товара и т. п.

    Ликвидация товарного профицита означает устранение факторов, которые его вызвали:

    • снижение стоимости товара. На производственном этапе – снижением себестоимости продукции или отпускной цены (что снизит доходы производителей). На этапе реализации – уменьшить «накрутки» посредников. Стоимость товара, уже приобретённого посредником для продажи, можно снизить лишь, уменьшив посреднический процент. Основной формой снижения стоимости профицитного товара являются различные акции и система скидок;
    • тщательное планирование (уменьшение) выпуска продукции на следующие периоды, учитывая имеющийся профицит;
    • повышение эффективности маркетинга (замена сотрудников или повышение их квалификации).

    Способов избавления от излишков товара или материальных средств множество. Но их нужно направить грамотно и это является необходимостью, так как при избытке товарного запаса требуются значительные ресурсы: хранение на складе, заморозка средств, инвентаризация и учёт и т. д. Избыток товара представляет для предприятия самую большую опасность, когда оно только внедряется на рынок или переживает период выживания, то есть в моменты самой большой нужды в ресурсах и средствах.

    Преимущества и недостатки профицита

    Профицит имеет преимущества и недостатки:

    ПреимуществаНедостатки
    При составлении бюджета на очередной год, остаётся запас на форс-мажорные расходы (если возникнут чрезвычайные ситуации или природные аномалии)Если просто хранить избыток любых средств, их ценность постепенно снизится
    Грамотный подход позволит за счёт профицитного бюджета нейтрализовать негативные последствия государственного долга, направить средства на инвестирование, создание финансовой подушки безопасностиУменьшаются возможности производственных предприятий
    Слабеет давление на бизнес, так как ведётся либеральная налоговая политика, в результате быстрыми темпами развивается экономикаНаблюдается меньшая эффективность региональных органов власти, которые бездумно копят средства, вместо того, чтобы направлять их на развитие экономики и улучшение инфраструктуры государства

    Можно с уверенностью сказать, если деньги «поглощает» бюджет или всевозможные накопительные фонды, это не будет прагматичной политикой, так как средства не направляются на развитие экономики.

    В итоге рекомендуем ознакомиться с некоторыми статистическими данными. При анализе экономик разных стран за последние 10 лет, прослеживается следующее соотношение профицитного и дефицитного бюджета. Рассматривалось 30 стран с высоким экономическим уровнем: у 51% из них зафиксирован дефицит, у 49% — профицит бюджета. Причём экономика ни одного из государств не достигла баланса доходов и расходов.

    Российский бюджет вошел в пору тотального профицита

    Российский предприниматель Сергей Васильев о том, что такое профицит российского бюджета.

    За 9 мес., этого 2019-го, профицит составил уже 3 трл., столько же как за весь 2018-ый. Если ничего не изменится в трендах, то общий результат по году может достигнуть 4 трл. руб.

    Еще в 2017-м году бюджет был дефицитным, и никто вроде бы в Правительстве тогда не планировал и не говорил о переходе в профицит. Но он случился.

    А рекорды по профициту текущего года говорят, что теперь это уже надолго. Это не какая-то случайность, или выколотая точка, а данность с которой столкнулось Правительство и к которой, пока, оно оказалось не готово.

    Тут нужно вернуться назад. в 90-е, когда только началась создаваться новая Россия.

    Рухнувший Советский Союз почти одномоментно обнулил налоговые сборы в бюджет. Экономика рухнула, тысячи предприятий просто остановились и не могли платить налоги, в лучшем случае они лишь накапливали долги перед бюджетом.

    Неясность была во всем. Какие налоги нужно было вводить? С оборота или с прибыли? На что делать акцент, на таможне, на юр. лицах или на частных лицах? Никто в те годы не понимал, как работают «рыночные» механизмы сбора налогов? Кто и как будет платить налоги, если исчезла советская дисциплина и порядок?

    Бардак со сбором налогов в 90-е годы был полнейший, новая система только начала искать себя, пытаясь понять, как все это работает в «рынке», а не в «социализме»?

    Но при этом социальные обязательства по выплате зарплат бюджетникам, врачам, учителям и вообще социальной сфере никто ведь не отменял. А если понимать, что советская система взвалила на себя огромную социальную ответственность за все сферы жизни, то быстро стало понятно, что с таким бюджетом выжить невозможно! Государство не способно его потянуть.

    И новое российское правительство начало повсеместно либо полностью отказываться от части своих социальных обязательств, либо их урезать. Отчасти этот вопрос, уменьшения государственных социальных обязательств, решала гиперинфляция тех лет. Она быстро скукожила объем финансовой ответственности государства, но все равно крЕдит не сходился с дЕбитом.

    Даже значительно уменьшенные долги бюджета, ввиду гиперинфляции, не покрывались собираемыми налогами. В те годы почти никто не платил налоги, а лишь накапливали по ним долги.

    Все десять лет 90-х ушли именно на то, чтобы государство нашло баланс между собираемыми налогами и своими социальными тратами. С одной стороны, экспериментировали с видами собираемых налогов, с другой стороны обрезали обязательства. Но и этого не хватало, чтобы найти баланс.

    Система, которую еще как-то удерживали с помощью постоянных выпусков новых ГКО, не выдержала в 98-м и разразился дефолт, когда курс рубля одномоментно обрушился в три раза.

    Это, неожиданно, и позволило окончательно найти баланс системе!

    Три составляющие: совершенствование налоговой системы, уменьшение социальных обязательств и курсовая политика ЦБ — вот те инструменты, которые и дали возможность к концу 90-х найти бюджетный баланс.

    Далее ситуация стала только улучшаться. Собираемость налогов каждый год росла, этому в частности поспособствовало «дело ЮКОСа», когда бизнесу стало понятно, что не платить налоги — себе дороже.
    Кроме того, вверх пошла цена на нефть и профицит стал нарастать.

    Нужно отдать должное Путину в те годы, он не стал сидеть сиднем не неожиданно свалившемся на него профиците, он стал увеличивать траты бюджета. «Урезания» 90-х были столь вопиюще, что кричало все вокруг. Нужно было увеличивать зарплаты военным, учителям. Решать проблемы с их жильем и прочими кричащими вопросами.

    Расходы бюджета пошли вверх, но все равно, доходы росли еще быстрее.

    Все годы нулевых, до кризисного 2008-го, были профицитными для бюджета.

    Именно постоянно растущие расходы бюджета и обеспечили тот феноменальный рост экономики России в нулевых.

    Лишь глобальное падение экономики в 2008-м году, ввиду разразившегося мирового экономического кризиса, опять завело бюджет России в дефицит.

    Последующее десятилетие почти все годы мы прожили с дефицитным бюджетом, в каком-то смысле, повторяя 90-е годы, когда экономике России заново нужно было найти себя. В нулевых она росла в основном за счет притока внешних займов и инвестиций, а после 2008-го нужно было учиться жить на свои.

    На эти уроки ушли десять лет. Экономика переструктурировалась, почти научилась жить уже без внешних денег, но все равно последним шагом опять стала девальвация рубля 2015-го, когда рубль упал почти в два раза.

    И бюджет опять постепенно вышел в профицит!

    Этот 2019 только подтверждает случившееся — мы вышли в зону тотального профицита бюджета.

    Не знаю, хватит ли Путину молодого задора, он все-таки стал на 20 лет старше, но ему придется сейчас вспоминать старое, когда он только начал работать в нулевых.

    Нужно увеличивать траты бюджета, причем со скоростью, с которой растет твой профицит!

    А растет он, как видим, очень быстро. И делать теперь это придется постоянно.

    Ближайшие десять лет, думаю, профицит нам обеспечен.

    Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×
    Adblock
    detector