Что такое государственный кредит - Puzlfinance.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что такое государственный кредит

Что такое государственный кредит простыми словами?

Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.

Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.

По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Государственный кредит

Понятие, сущность и функции государственного кредита

Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта.

Государственный кредит это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих следующие общественные отношения:

  • возникающие из государственных займов (кредитов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг; принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации гарантий по обязательствам третьих лиц; вытекающие из заключенных от имени Российской Федерации кредитных соглашений и договоров с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • по поводу предоставления Российской Федерацией как кредитором иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям, бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ, юридическим лицам бюджетных средств на возвратной, срочной, безвозмездной или возмездной основе;
  • складывающиеся в процессе управления государственным кредитом.

Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества. С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Его сущность заключается в том, что стоимость валового внутреннего продукта и части национального продукта распределяется вторично.

Государственная форма кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам. Государственный кредит следует отличать от государственного займа, где государство, размещая свои обязательства облигации и др., выступает в качестве заемщика. Государственный заем чаще всего размещается под определенные государственные программы (на цели восстановления народного хозяйства в послевоенный период, развития народного хозяйства, в том числе его отдельных отраслей и пр.). Займы размещаются, как правило, на длительные сроки (на пять, десять и даже 20 лет). В отличие от государственных займов, широко распространенных в современном хозяйстве, государственная форма кредита по сравнению с другими формами имеет ограниченное применение, чаще всего предоставляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений, по существу становится международной формой кредита.

В количественном отношении в кредите преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. Если же государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.

Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации — кредита.

Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите, а именно:

  • добровольность;
  • возвратность;
  • платность;
  • срочность.

Возвратность и платность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории, как, налоги, которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит от налогов отличает и еще одна особенность — добровольность отношений (хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов).

От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.

К особенностям государственного кредита можно также отнести целевой характер использования (например, на покрытие дефицита бюджета) и то, что обеспечением государственного кредита служит имущество, находящееся в собственности государства.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

  • распределительную;
  • регулирующую;
  • контрольную.

1. Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С ее помощью идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Перераспределение осуществляется между федеральным и региональными бюджетами, региональными и местными бюджетами, международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом, иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональным бюджетами и т.д.

В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате. на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

Читайте также:  Как узнать сколько у меня пенсионных баллов

Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

3. С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Данную функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Это контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки, контроль за соблюдением условий кредитного договора, контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств, контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Государственные займы и их классификация

Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Государственные заимствования Российской Федерации (ст. 89 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и государственные внешние заимствования.

Государственные внешние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.

Государственные заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования (ст. 90 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По субъектам эмиссии:

  • выпускаемые Правительством РФ;
  • выпускаемые правительствами субъектов Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления.

По субъекту — держателю ценных бумаг:

  • реализуемые среди населения;
  • реализуемые среди юридических лиц;
  • реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц.

По способу размещения делятся на:

  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

  • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
  • беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).
  • краткосрочные (срок погашения до одного года);
  • среднесрочные (до пяти лет);
  • долгосрочные (от пяти до 30 лет).

По видам доходности:

  • выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
  • процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
  • целевые (беспроцентные);
  • с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

По месту размещения:

По методу определения доходов:

  • с твердым доходом;
  • с «плавающим» доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

  • с правом досрочного погашения;
  • без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

Государственный кредит

Государственный кредит – это одна из форм мобилизации денежных ресурсов, в которой одним из участников кредитных отношений выступает государство. В рамках государственного кредита государство может выступать в роли кредитора, заемщика, гаранта.

Как экономическая категория государственный кредит – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств и их целевое использование на условиях срочности, платности, возвратности. Государственный кредит выполня­ет трифункции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию осуществляется формирование централизованных денеж­ных фондов и их использование для решения задач и осуществление функций государства.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сокращает платежеспособный спрос. Таким образом, если за счет кредита финансируется развитие производства, произойдет абсолютное сокращение денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда в бюджетных учреждениях, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя структура платежеспособного спроса изменится.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые Центральным банком, является важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита (ссудному проценту). Рост цены кредита вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства и в то же время стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

Долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, образует внешние долговые требования Российской Федерации. Внешние долговые требования России формируются в результате предоставления государственного финансового кредита и государственного экспортного кредита. Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством России и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика — импортера товаров и услуг. Государственный экспортный кредит оформляется соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком — агентом Правительства России и иностранным заемщиком — импортером или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита.

Государственная гарантия – это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого РФ или субъект РФ (гарант) дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Государственный долг и управление им.

Кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату, образуют государственные займы. В результате заемной деятельности государства образуется государственный долг.

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Долговые обязательства России могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени России;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы страны;

4) государственным гарантиям Российской Федерации.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

Государственные заимствования могут быть внешними и внутренними. Государственные внутренние заимствования – это долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в национальной валюте. Они образуют государственный внутренний долг, который представляет собой величину задолженности государства своим гражданам и пред­приятиям.

Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования образуют государственный внешний долг, т.е. задолженность данного государства гражданам и организациям иностранных государств.

Читайте также:  Какие Документы Нужно Собрать На Материнский Капитал

Государственные и муниципальные внутренние и внешние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств. Право осуществления государственных внутренних заимствований принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им Министерству финансов России.

Учет и регистрация государственных внутренних и внешних долговых обязательств Российской Федерации осуществляются в Государственной долговой книге Российской Федерации.

Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства по выплате долгов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

В процессе управления государственным долгом применяются следующие средства:

1. Конверсия государственного долга – изменение доходности займов.

2. Консолидация государственного долга – увеличение срока действия уже выпущенных займов.

3. Унификация государственных займов – объединение нескольких займов

4. Обмен облигации по регрессивному соотношению – приравнивание нескольких ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.

5. Отсрочка погашения займа – перенос на более поздние сроки погашения займа и прекращение выплаты дохода по этому займу.

6. Аннулирование государственного долга – отказ государства от обязательств по выпущенным займа.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.

В целом государственный долг приводит к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов. При наличии значительного долга происходит и перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Высшим органом управления государственным долгом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финан­сирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.

Для оптимизации управления внутренними и внешними за­имствованиями Бюджетный кодекс РФпредусматривает разра­ботку Правительством двух программ:

1) Программы государст­венных внешних заимствований;

2) Программы государственных внутренних заимствований.

Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков воз­врата. Программы представляются Федеральному Собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10839 — | 7389 — или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Государственный кредит

Найдено 12 определений термина Государственный кредит

Государственный кредит

совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика или кредитора

Кредит Государственный

кредит в виде государственного займа, в котором в качестве заемщика выступает государство, а в роли кредитора — физические и юридические лица.

Государственный кредит

Государственный кредит — в узком смысле — кредит, получаемый государством от юридических и физических лиц в стране и за рубежом в виде государственного займа.

Кредит государственный

заем денежных средств государством у населения и других субъектов, оформленный в виде государственных займов, целевых беспроцентных займов, казначейских обязательств.

КРЕДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

кредит, в котором в качестве заемщика выступает государство, а в роли кредитора — физические и юридические лица, приобретающие государственные ценные бумаги (облигации, казначейские сертификаты и др.).

Кредит государственный

совокупность финансовых отношений по поводу мобилизации государством части временно свободных денежных средств предприятий и граждан на условиях возвратности, срочности и платности для финансирования государственных расходов.

КРЕДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных внутренних займов, которые могут выпускаться не только центральными, но и местными органами власти.

Государственный кредит

денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использованием на финансирование государственных расходов. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.

КРЕДИТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Кредит, к-рым пользуются правительство страны, штат, округ, муниципалитет и т. п. Г.к. основан на тех же принципах, что и коммерческий, с.-х. и банковский кредиты, а также кредит в др. формах. Т. о., правительство, штат или муниципалитет могут иметь хорошую или плохую кредитоспособность в зависимости от их способности платить по своим обязательствам и репутации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

англ. public credit) – совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком является государство, а кредиторами – физические и/или юридические лица. На практике Г.к. осуществляется путем приобретения кредиторами гос. облигаций или иных гос. ценных бумаг, удостоверяющих их право на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или оговоренного в кредитном договоре иного имущества, установленного процента, а также иных имущественных прав в сроки, предусмотр. условиями выпуска гос. займа в обращение. В зависимости от того, является ли кредитор резидентом данной страны или нет, различают внутренний и внешний Г. к. Сумма всех кредитов (займов) на определ. момент времени составляет государственный долг (см. Долг государственный). Г. к. может осуществляться в принудительном или добровольном порядке

Государственный кредит

совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками — физические и юридические лица. Особой разновидностью государственного кредита является предоставление государством гарантий по ссудам. На практике понятие государственного кредита часто имеет более узкое толкование и обозначает только выдачу государством ссуд заемщикам внутри страны и за рубежом. Государственное кредитование в рыночной экономике выступает дополнением к частному и охватывает главным образом непривлекательные для последнего сферы: сельское хозяйство, жилищное строительство, малый бизнес, т. е. те области экономики, в которых с повышенным риском действуют мелкие заемщики, нуждающиеся в ссудах под низкий процент. Важнейшим направлением государственного кредитования является создание льготных условий для внешнеэкономической деятельности. Возрастает значение государственных ссуд как средства реализации структурной политики. С их помощью стимулируются новые наукоемкие производства и реконструируются базисные отрасли.

Государственный кредит

кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, по которым заемщиком или кредитором является государство, а юридические и физические лица – лишь кредиторами.

Различают внутренние государственные займы (предоставляют в национальной валюте, государство является заемщиком) и внешние (государство и международные финансово-кредитные институты могут быть заемщиком и кредитором, предоставляют их в национальной и иностранной валюте).

По срокам погашения государственные займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

По видам доходности различают процентные государственные займы (физические и юридические лица получают фиксированный доход) и выигрышные (доход выплачивается при условии выхода облигаций в тираж погашения).

Цель государственных займов (как основной формы государственного кредита) – мобилизация средств для расходов государственного бюджета.

Государственные займы существуют в натуральной (погашаются продуктами) и денежной формах, являются добровольными и принудительными.

Орудия государственных денежных займов – облигации, обязательства казначейства и другие кредитные документы, которые выпускают центральное правительство и местные органы власти. Основной способ размещения государственных займов – подписка среди населения через банки и сберегательные кассы, а также продажа на бирже и с аукциона.

Государственные займы существовали еще в рабовладельческом обществе. При капитализме они были преимущественно добровольные, а во время войн – принудительные. Кредиторами являются банки, страховые компании, акционерные общества и физические лица. Облигации, которые выпускает государство, – ликвидные активы (могут быть платежными средствами, продаваться) и дают право их владельцам на получение определенной гарантированной доли государственных доходов. Кроме государственных рыночных облигаций существуют нерыночные (не продаются и не покупаются на рынке). Они могут предъявляться к погашению до окончания срока займа, но по более низким процентам.

Необходимость государственных займов обусловлена растущими военными расходами, которые повышают спрос на ссудный капитал. Из-за огромной суммы государственного долга государство не в состоянии погасить их, поэтому ему необходимы новые займы для рефинансирования старого государственного долга. Все это способствует повышению процентной ставки. Так в США проценты на государственные облигации в период с 1946 по 1970 гг. выросли в среднем с 1 до 8%. Погашение государством своих ценных бумаг означает, по сути, замену одних облигаций другими. С увеличением объемов погашаемых государственных облигаций, государство вынуждено выпускать новые государственные займы. На величину займов центрального правительства в некоторых странах законодательно устанавливается лимит. Это дает возможность министерству финансов разместить свои ценные бумаги через другие правительственные учреждения, которые не подпадают под действие постановлений законодательных органов.

Читайте также:  Как платить за свет через терминал

В последние три десятилетия государственные займы используют как средство регулирования экономики – их выпуск и размещение дает возможность субсидировать отдельные отрасли экономики, смешанные компании и т.д. Благодаря этому часть государственных займов используется продуктивно, способствует развитию технологического способа производства, ослабляет фиктивную природу государственных ценных бумаг. В середине 90-х гг. доля государства в заемных фондах США составляла до 40%, тогда как в начале XX ст. – меньше 10%. В капиталистических странах государственные займы размещали принудительно во время войн. В годы Второй мировой войны за счет этих займов в США покрывалось 54% всех государственных расходов, в Японии – 58, в Германии – 61%. Принудительными были государственные займы в бывшем СССР. В 1922-23 гг. выпускали займы в натуральной форме, во время первых пяти лет проводилась подписка на займы среди населения. До войны за счет таких займов в государственный бюджет поступило почти 50 млрд. руб. (5% государственного бюджета), в годы Второй мировой войны – 76 млрд. руб. (до 10% государственного бюджета), в 1946-58 – 260 млрд. руб. (в ценах 1961 г.), что составило менее 2% государственного бюджета. Послевоенные государственные займы погашались обесцененными по своей покупательной способности деньгами.

Государственный и муниципальный кредит: понятие, значение, правовые основы

Кредитом называется определенная процедура, когда осуществляется предоставление денег или какого-либо товара в долг на конкретный срок на условиях возмездности, а также возвратности. Вознаграждение за использование кредита устанавливается, в большинстве случаев, в специальной форме процента.

Для того чтобы привлечь финансовые средства в распоряжение государства, а также образований муниципального характера и для решения определенных трудностей бюджетного дефицита, помимо иных способов, используется кредит государственной направленности. Отношения кредитного порядка получили достаточно широкое распространение в современной экономической сфере в России. Кредит муниципального характера, как самостоятельный правово-финансовый институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, в свое время контролируемых специальной системой правовых норм.

Государственный кредит

Государственный кредит выступает в качестве одного из главных (вместе с налогами) инструментов для осуществления решения проблем достижения баланса доходов бюджетной направленности, а также различных расходов. Отдельные вопросы, имеющие прямое отношение, например, конкретного порядка во время которого, осуществляется заключение договоров государственного займа, контролируются также гражданско-правовыми нормами (о чем свидетельствует 817 статья ГК Российской Федерации). Вне зависимости от уровня кредит (государственный, а также муниципальный) вполне можно разбирать в двух значениях (аспектах): экономическом и правовом.

Кредит (государственного и муниципального характера) как некая экономическая категория выступает в роли базисного понятия в отношении к кредиту в аспекте правовой направленности и представляет собой конкретную систему денежных отношений, появляющихся в связи с привлечением государством, и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного применения свободных средств финансового порядка юридических, и, что самое главное физических лиц.

И в том случае, если сущность самой категории кредита рассматривается, как передача определенных платежных средств кредитором заемщику для того чтобы применять их последним на началах возвратности и в каких-либо собственных интересах, то сущность экономической направленности государства и муниципального кредита кроется в том, что временно свободные финансовые средства юридических, а также определенных физических лиц аккумулируются, и на условиях возвратности, и возмездности применяются государством (муниципальным образованием) как ссудный капитал. Государство же в свое время направляет его на общегосударственные потребности (чаще всего, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между какими-либо отраслями экономики, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, которые имеют большое социальное и, что наиболее важно экономическое значение для государства, и тех граждан, которые в нем проживают.

Особенность отношений финансово-экономического порядка, которые появляются в ходе государственного и муниципального кредита, кроется в их субъектном составе.

Как совокупность финансово-экономических отношений кредит государственной направленности представляет собой определенные отношения между государством, с одной стороны, и юридическими, и физическими лицами – с другой, при которых само государство показывается в качестве заемщика финансовых средств, которые на данный момент времени еще свободны.

Муниципальный кредит

При кредите муниципального характера в качестве заемщика выступает, соответственно, муниципальное образование, а кредиторами – граждане и организации. Отсюда получается, что обязательным субъектом отношений правового порядка по государственному и муниципальному кредиту является государство или образование муниципальной направленности.

Государственный, а также муниципальный кредит можно разбирать и в правовом аспекте. С какой-либо правовой точки зрения государственный (муниципальный) кредит – это процесс, когда происходит урегулированные нормами правовой направленности отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных средств денежного порядка юридических, и физических лиц на определенных принципах добровольности, возмездности, срочности, и, конечно, возвратности с целью покрытия бюджетного дефицита, а также контролирования денежного обращения.

Любая роль традиционного характера кредита государственного порядка всегда крылась в обеспечении своевременного финансирования тех расходов государства, которые происходили при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием экономики в рыночной сфере с целью контроля за финансированием общесоциальных потребностей общества государство применяет кредит, а также для того чтобы осуществлять регулирование денежных обращений.

Главная причина применения какого-либо государственного кредита – это нехватка доходов бюджета для осуществления покрытия государственных и муниципальных расходов.

Для реализации каких-либо операций по государственному (муниципальному) кредиту требуется наличие определенных временно не занятых средств юридических лиц и граждан. Применение данных средств в роли кредитных ресурсов дает право государству не прибегать к эмиссионной деятельности. Именно из-за этого роль государственного (муниципального) кредита кроется не только в том, что он используется как некий дополнительный источник пополнения доходов бюджета, но может служить одним из главных факторов улучшения регулирования денежного обращения, развития форм безналичного характера расчетов, укрепления внутренней валюты.

Отношения кредитной направленности также складываются на специальном уровне субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления и контролируется правовыми документами соответствующего уровня на основе самого законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон

Среди главных источников процесса правового контролирования муниципального кредита особо следует выделить Федеральный закон от 1996 года 22 апреля №39-Φ3 «О рынке ценных бумаг» и закон Федеральной направленности от 1998 года 29 июля №136-Φ3 «Об особенностях обращения и эмиссии государственных, а также муниципальных ценных бумаг». Порядок заключения какого-либо договора государственного займа получил правовое закрепление во второй части ГК Российской Федерации.

Вопросы кредита государственной направленности конкретных субъектов Российской Федерации и муниципального кредита контролируются также определенными конституциями, и уставами субъектов Российской Федерации, а также уставами конкретных образований муниципальной направленности.

Положения общего характера имеющие отношение к контролированию правовой направленности выпуска в обращение муниципальных, а также региональных займов, содержатся в Конституции Российской Федерации (об этом говорится в 12, 71, 72, а также 75 и 132 статье) и Федеральном законе от 2003 года 6 октября №131-Φ3 «Об принципах общего характера организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Все отношений правовой основы государственного кредита носят государственно-властный характер.Не обращая внимание на то, что государство в этих отношениях является должником, именно оно имеет право в одностороннем порядке устанавливать их условия: срок, платность, виды, основания их прекращения, а также изменения.

Юридические и, конечно, физические лица, которые на добровольной основе вступают в отношения по государственному кредиту, обязаны выполнять все необходимые условия займа.

В отличие от отношение правового порядка по банковскому кредиту субъекты тут неравноправны, так как главным методом контролирования правоотношений по государственному кредиту является метод государственно-властных велений и государству принадлежит определенная функция управления государственным внутренним долгом. Определенные рамки временного характера, деяния правоотношений в сфере государственного кредита в одностороннем порядке устанавливаются государством.

В сфере кредита государственной направленности появляются, тем не менее, отношения правового характера не только по поводу государственных долговых обязательств (между заемщиком (государством) и кредиторами), но и правоотношения, в свое время опосредуемые функционированием государственного долга.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector