Что Будет Если Закончится Резервный Фонд - Puzlfinance.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Что Будет Если Закончится Резервный Фонд

В Резервном фонде больше нет денег. Но это не значит, что нет резервов

Минфин официально объявил, что в Резервном фонде не осталось ни рубля. Последний триллион из него перевели в бюджет, чтобы покрыть дефицит. С 1 февраля Резервный фонд ликвидируют — этого запаса денег в России больше нет.

Это не значит, что у нас вообще больше нет запасов. Мы разобрались, как эта новость повлияет конкретно на вашу жизнь и что теперь делать.

Откуда взялся Резервный фонд

В 2008 году нефть стоила дорого. Так как Россия добывает и продает ее на мировом рынке, в бюджете появились сверхдоходы. Это деньги, на которые мы как будто не рассчитывали и которые не планировали куда-то тратить, а они появились. Чем выше были цены на нефть, тем больше излишков появлялось в бюджете.

Тогда решили создать Резервный фонд. Это запас денег, который формировался именно из сырьевых доходов. Поступления в этот фонд напрямую зависели от цен на нефть и газ.

В 2008 году в Резервном фонде было больше 142 млрд долларов, а в 2014 — уже меньше 90 млрд. На начало 2017 года запасы уменьшились до 16 млрд долларов, а теперь и их не стало.

Куда потратили эти деньги

У этого фонда было конкретное назначение. Деньги из него можно было использовать только на покрытие дефицита федерального бюджета. Это как копилка на черный день. Если в бюджете нет дефицита, резервный фонд не тратят. Если появился — из резервного фонда берут деньги и этот дефицит закрывают.

Когда цены на нефть снизились, доходы бюджета сократились. Сокращать расходы при этом сложно и невыгодно для социальной политики. Образовался дефицит, и государство стало тратить деньги из Резервного фонда. В итоге к декабрю 2017 года запасы истощились. Минфин перевел остаток в бюджет, чтобы покрыть дефицит, и теперь фонд ликвидируют.

Теперь у нас вообще нет запасов?

Резервный фонд — это не единственный запас денег на случай дефицита бюджета или форс-мажора. Есть и другие бюджетные резервные фонды с разным назначением.

Например, есть Фонд национального благосостояния. Его тоже сформировали за счет нефтегазовых доходов, но для других целей. Эти деньги идут на софинансирование пенсий и других расходов пенсионного фонда.

Сейчас в ФНБ 3,75 трлн рублей, или 65 млрд долларов. Даже при дефиците бюджета этого может хватить еще на несколько лет. А если цены на нефть вырастут и доходы бюджета будут больше запланированного, то и тратить из фонда придется меньше. С июня 2017 года цены на нефть растут. Сейчас они выше, чем год и два года назад, но что будет дальше, никто не знает.

Какие еще резервные фонды у нас есть

Кроме ФНБ в России есть и другие резервные фонды. Например, фонды субъектов — правда, не во всех регионах, но есть. Еще есть фонд правительства и фонд президента. В отдельном резервном фонде хранятся деньги для ликвидации пожаров и наводнений, выплат пострадавшим в терактах и эвакуации населения.

Еще в бюджете предусмотрены дорожный и инвестиционный фонды — они тоже резервные. Свои резервные фонды есть даже у некоторых губернаторов и местных администраций. И это именно средства бюджета — их нужно тратить только на определенные цели и потом отчитываться.

Теперь расходы сократят и люди станут хуже жить?

Ситуацию с ликвидацией Резервного фонда не стоит драматизировать. На нее все равно никак нельзя повлиять обычному человеку. Проблемы в социальной сфере и бизнесе были во время существования Резервного фонда и будут после. Решить их все невозможно сразу и за какое угодно количество денег. Иногда дело даже совсем не в деньгах.

Состояние экономики и финансирование социальных расходов зависят не только от Резервного фонда. На финансовую стабильность государства влияет много факторов. Например, уровень государственного долга, который у России сейчас довольно низкий. Или цены на нефть — сейчас они выше, чем было заложено в расчеты при планировании бюджета.

Эксперты и аналитики не могут сказать точно, что будет с мировой и российской экономикой даже через полгода. Поэтому скажем начистоту:

В Резервном фонде больше нет денег, но на вашу жизнь это никак не влияет. Никак.

Редакция Т—Ж и я лично советуем обращать внимание на то, что касается вас или ваших близких. Например, на это:

Значит, все у нас хорошо и можно не беспокоиться?

Нет, в нашей стране не все хорошо и есть объективные проблемы в разных сферах. Например, низкий уровень развития важных отраслей экономики. На это можно повлиять, но часто мешает коррупция на местах, налоговая нагрузка, избыточные проверки и бюрократия.

Решить эти проблемы за год или два не получится, но каждый из нас может внести в это свой вклад. Или хотя бы попытаться: на своем рабочем месте, в пределах своего бизнеса, своей семьи и личной продуктивности.

Не стоит надеяться, что государство решит все наши проблемы, позаботится о наших детях и о нас в старости. Даже если в Резервном фонде будет куча денег, никто из нас ничего не получит из него напрямую. Лучше самим подумать о своем будущем: инвестировать, копить, создавать финансовую подушку.

Может быть, через год у нас будет новый резервный фонд и профицит бюджета. А может быть, и нет. Это от нас не зависит. А будет ли коррупция и бюрократия — зависит. Везде же люди.

Когда закончится Резервный фонд, зависит от степени глупости

Сколько в кубышке

Напомним, у России несколько резервов. Средства из Резервного фонда предназначены для покрытия дефицита бюджета в случае снижения поступлений доходов от нефти, а Фонд национального благосостояния (ФНБ) призван сглаживать проблемы в системе пенсионного обеспечения. Резервный фонд в отличие от ФНБ тратится больше и быстрее. С начала 2016 года он сократился на 1184,47 млрд рублей (на 1 января 2016 года составлял 3640,57 млрд рублей), с начала 2015 года – почти в 2 раза – на 2489,39 млрд рублей (на 1 января 2015 года составлял 4945,49 млрд рублей).

Сейчас в Резервном фонде (по состоянию на 1 июля 2016 года) – 2456,10 млрд рублей, или 38,22 млрд долларов. В ФНБ на 1 июля – 4675,36 млрд рублей, или 72,76 млрд долларов.

Внутренние и внешние заимствования

По мнению ведущего научного сотрудника Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрея Чернявского, на помощь бюджету придут средства из ФНБ и заимствования – как внешние, так и внутренние.

– По моей оценке, средства Резервного фонда закончатся в следующем году, и власти будут искать ресурсы для покрытия бюджетного дефицита в Фонде национального благосостояния, а также будут покрывать дефицит за счёт увеличения внутренних заимствований. Я имею в виду рынок ОФЗ – облигаций федерального займа. Также, возможно, возродится рынок ГКО – государственных краткосрочных облигаций, – поясняет экономист.

Ещё один вариант решения проблемы – сокращение статей расходов. В минувший понедельник правительственная бюджетная комиссия одобрила замораживание бюджетных расходов в номинальном выражении на уровне 15,78 трлн рублей в год до 2019 года включительно. Окончательное решение будет принимать правительство. По словам Андрея Чернявского, скорее всего, власти пойдут именно по этому пути.

Читайте также:  Как Отключить Цифровое Телевидение Билайн

– Судя по сообщениям в прессе, будет сокращено большинство статей бюджета, за исключением расходов на пенсии, процентных расходов (расходов на обслуживание госдолга – прим. ред.) и некоторых программ. При этом расходы по большей части программ будут сокращены, – говорит он.

Налоги и пенсии до выборов трогать не будут

По оценке профессора департамента финансов НИУ ВШЭ Александра Абрамова, Резервный фонд также продержится около года. При этом экономист надеется на то, что средства ФНБ для покрытия дефицита бюджета в Минфине трогать не будут.

– Самый главный способ сбалансировать финансы – это уменьшить расходы. Этот путь был бы самым безболезненным для экономики и финансов. Если же на покрытие дефицита бюджета пойдёт Фонд национального благосостояния – это будет плохо, поскольку это будет свидетельствовать о том, что дела у нас идут неважно. Это был бы очень плохой сигнал для мира, для инвесторов, да и для российских предпринимателей, – объясняет он.

Деньги из ФНБ, по его мнению, не стоит тратить даже на инвестиционные проекты. Вероятность того, что они будут потрачены с умом, очень мала.

– Опыт показал, как только находится первый проект, куда государство готово инвестировать, сразу выстраивается очередь разных проектов, из которых половина неэффективны. Туда выстраиваются люди с хорошими лоббистскими возможностями, но вопрос о том, насколько будет эффективно вложение средств в эти проекты, остаётся открытым. Мне кажется, лучше ящик Пандоры не открывать, – поясняет он.

Среди возможных решений проблемы дефицита бюджета Александр Абрамов также видит в экономии на инвестициях и военных расходах.

– Можно урезать инвестиции в экономику, это было бы безболезненно. Второй путь – экономия на военных расходах: они самые большие. Но для этого нужно, чтобы произошли серьёзные изменения в геополитике, во взаимоотношениях с другими странами. Если этого не произойдёт, придётся и дальше терпеть эти большие военные расходы, – отмечает он.

По мнению экономиста, до 2018 года власти не будут предпринимать никаких резких шагов в отношении налогов и социальных обязательств, но после того как выборы закончатся, сразу об этом вспомнят.

– Я думаю, каких-то серьёзных мер по повышению налогов вплоть до 2018 года не будет, потому что предпринимательская среда будет важной темой президентской кампании. Но судя по высказываниям различных депутатов и представителей парламентского корпуса, существует большое количество людей, желающих повысить налоги – и налог на физических лиц, и НДС, в меньшей степени на корпорации – после 2018 года. Так что вряд ли нам удастся этого избежать, – делится своим прогнозом Александр Абрамов.

– Если всё останется, как прежде – доходов нет, экономика стагнирует – то мне, кажется, вероятнее всего, после 2018 года с индексацией пенсий (в 2018 года как-то проиндексируют, найдут деньги) особенно церемониться не будут. Скорее всего, власти будут стараться, чтобы население поучаствовало в сокращении расходов, нежели тратить на это все последние резервы, – добавляет экономист.

Пора мириться с миром и сокращать военные расходы

Директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков не видит перспективы внешних займов. При этом он согласен с тем, что государству необходимо сокращать неэффективные расходы, в том числе – военные.

– Внешние заимствования для нас по-прежнему невозможны, поскольку санкции остаются и убирать их причину мы не собираемся. Остаются внутренние заимствования: это позволит нам протянуть какое-то время. Также есть достаточно большие резервы в самом бюджете, – говорит экономист.

– Например, сейчас у нас военные расходы как у воюющей страны, хотя совершенно непонятно, с кем мы собираемся воевать. Пока, видимо, не придумали, кого перевести в статус следующего врага. Также у нас огромные непроизводительные траты. Во сколько обходится переделка Москвы в город, по которому невозможно проехать? А Чемпионат мира по футболу, который никогда не окупится? Строительство нового космодрома при наличии старого и прекрасно действующего? Эманация сверхдержавы нам обходятся очень дорого, не принося никаких дивидендов. В этих условиях сложно сказать, насколько хватит средств Резервного фонда, потому что это зависит от степени глупости и цен на нефть, – объясняет эксперт.

По мнению Василия Солодкова, России необходимо менять вектор внешней политики: курс на изоляцию успеха не принёс и не принесёт.

– Большие надежды власти возлагали на Китай, но китайцы передают им большой китайский привет, потому что Китаю выгоднее иметь в стратегических партнерах США, а не РФ. С США и Западной Европой мы переругались, нарушив послевоенное устройство мира, послевоенное устройство Европы, в частности, и Хельсинские соглашения. Кто нам будет теперь давать деньги? Ребята из Зимбабве, может быть, помогут? Нам надо либо приходить в сознание и со всем миром мириться, либо экономика будет постепенно переходить в то состояние, в котором она была в конце 80-х годов 20 века. Но если тогда у нас была перспектива и надежда на лучшую жизнь, то сейчас уже надежды нет. Имперская модель неоднократно в течение всей истории человечества показывала, что это абсолютно тупиковый путь, ведущий в никуда, – говорит директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков.

По словам экономиста, в настоящее время все последствия экономического кризиса перекладываются на плечи населения. Вероятнее всего, этого курса и будут придерживаться власти.

– К примеру, правительство не индексирует заработные платы, как оно это должно делать в соответствии с законом. У нас появляются безумные налоги, безумные штрафы непонятно за что. Пока последствия простые: сужаются реальные доходы населения и сокращаются инвестиции. В этих условиях мало места остается для оптимизма, – подытоживает он.

Не так страшен чёрт, как его малюют

По мнению руководителя департамента экономики НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга Сергея Слободяна, ничего страшного в том, что деньги из Резервного фонда закончатся, нет. Вероятнее всего, Россия нарастит внешний и внутренний долг. Многие страны так живут.

– С моей точки, опасения по поводу того, что средства из Резервного фонда скоро закончатся, несколько надуманы. Резервный фонд был создан для сглаживания неблагоприятных макроэкономических условий, грубо говоря, как заначка на чёрный день. Этот чёрный день настал, соответственно, нужно расходовать эту заначку. И расходовать её надо так, как это обусловлено ситуацией, а не размером этой заначки. Хочу отметить, что стран, у которых есть аналоги Резервного фонда, намного меньше, чем стран, у которых Резервного фонда нет, а есть большой долг. Когда у государства есть дефицит, государство берёт в долг: может взять в долг у своих граждан через внутренний долг, а может – у внешних инвесторов, нарастив международный долг. Ничего страшного, когда Резервный фонд закончится, не будет. Просто Россия станет страной, у которой есть некий дефицит, который ежегодно финансируется, к примеру, за счёт заимствований, – говорит экономист.

При этом Сергей Слободян отмечает, что в скором времени возможно улучшение экономической ситуации в стране, что снизит нагрузку на бюджет, и такого большого дефицита уже не будет.

– В стране до сих пор наблюдается рецессия, а в условиях экономического спада дефицит всегда вырастает. При этом цены на нефть ниже долгосрочных разновесных цен. Когда экономический спад закончится экономическим ростом и цены на нефть хотя бы немного подрастут, дефицит выйдет на более стабильные цифры. Если смотреть данные по миру, бюджетный дефицит на уровне 2% в год не является чем-то экстраординарным, с таким дефицитом страны живут годами-десятилетиями. Переход к росту российской экономики зависит от того, как его считать. Если считать от кварталу к кварталу, то он, видимо, уже совсем не за горами, может быть, уже будет осенью. Если считать от года к году, то в этом году, наверное, будет ещё небольшой спад, но, мне кажется, что переход росту уже совсем скоро произойдет. Но рост, разумеется, будет очень слабенький, – поясняет он.

Читайте также:  Как оплатить спутниковое тв мтс

Сегодня стало известно о прогнозах Минфина относительно перспектив Резервного фонда. Как пишет Reuters со ссылкой на материалы к проекту бюджета на 2017–2019 годы, Минфин ожидает, что Резервный фонд будет израсходован уже в 2017 году. Исходя из текущего прогноза Минфина, дефицит бюджет в 2017 году может составить 3,2% ВВП, всего в 2017-2019 годах на расходы будет не хватать порядка 5,3–5,6 трлн рублей. Часть из этих средств планируется брать из Фонда национального благосостояния.

(Гелла Литвинцева, Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД» 06 июля 2016 года)

В ожидании обнуления: что будет с экономикой России, если закончится Резервный фонд?

Уже в следующем году Россия израсходует остатки Резервного фонда, накопленного за время высоких цен на нефть. Об этом сообщает Reuters, ссылаясь на предложения российского министерства финансов по бюджету на 2017-2019 годы. Согласно документу, которым располагает агентство, после того, как обнулится Резервный фонд, Россия начнет тратить Фонд национального благосостояния. В 2017 году из него выделят 783 миллиарда рублей на покрытие дефицита бюджета.

Радио Крым.Реалии | На сколько России хватит Резервного фонда?

No media source currently available

Чем грозит российской экономике такой, на первый взгляд, тревожный сценарий? Экономический обозреватель издания «Росбалт» Сергей Шелин объясняет, что не все так страшно, как может показаться:

– Резервный фонд – это часть международных резервов Российской Федерации. Он состоит не из рублей, а из активов, номинированных в твердых валютах. Расходование Резервного фонда – это, по сути, передача этих активов с баланса Министерства финансов на баланс Центрального банка России, как бы перекладывание из кармана в карман. На сам размер международных резервов это никак не влияет. Посмотрите: на начало 2016 года они составляли 368 миллиардов долларов, а в к июлю это уже 393 миллиарда. То есть международные резервы за полгода даже выросли!

Но это совсем не значит, что Россию ждет стабильность, уточняет Сергей Шелин:

– Проблема российской экономики не в том, что расходуется Резервный фонд, а в колоссальном дефиците бюджета. В первом полугодии это уже 4,5% ВВП. Для такое бюджетной экономики, как российская, это огромный показатель. Он угрожает, прежде всего, всплеском инфляции. Она и в последние месяцы давала о себе знать, но это пока что рябь на воде. Если с дефицитом бюджета ничего не сделать, инфляция будет нарастать волнообразно.

Профессор Института международной экономики и международных отношений Российской академии наук Евгений Гонтмахер считает, что решать проблему с дефицитом будут исключительно с помощью «бюджетных ножниц»:

– Те явления, что мы сейчас наблюдаем, в глобальном смысле значат, что российская экономика не развивается, потому что не хватает доходов бюджета. Для обывателя важно, что российские власти теперь будут всячески урезать расходы бюджета, прежде всего на социальную сферу. Причем в 2017 году это еще не будет так заметно, потому что впереди президентские выборы 2018-го. Но дальше, если ситуация не изменится, урезать расходы будут очень жестко, даже оборонные.

При этом Резервный фонд в случае чего не пойдет на зарплаты и пенсии россиянам или другие насущные потребности, подчеркивает Евгений Гонтмахер:

– Международные резервы в цивилизованных странах не тратятся для затыкания бюджетных дыр. Их обычно пускают на поддержание национальной валюты, на макроэкономические цели. Не думаю, что в современной России кто-то всерьез будет тратить резервы, скажем, на закупку продовольствия, хотя Советский Союз имел такой печальный опыт.

Сергей Шелин отмечает, что сложившееся в России полицейское государство само по себе становится слишком затратным:

– На мой взгляд, России сейчас нужно ограничить затраты на силовые структуры. Эти расходы сейчас просто неподъемные! Но именно о них разговора даже нет, потому что российские силовики стали очень влиятельными. Кроме того, нужно уменьшить отдельные налоги, но их увеличивают. В такой ситуации максимум, на что можно рассчитывать России, это восстановление стагнации, которая предшествовала событиям 2014 года.

Евгений Гонтмахер напоминает, что Россия не так остро нуждается в деньгах, как в реформах:

– Российскую экономику могут спасти не экономические меры, а политические. Без того, чтобы поменять систему управления в принципе, обеспечить сменяемость власти и независимость судов, чуда не произойдет. История России уже не раз наглядно это доказывала.

Резервный фонд России закончился. Как это произошло и кому это выгодно

Резервный фонд России закончился. Как это произошло и кому это выгодно

No media source currently available

Российский Минфин подтвердил на своем сайте, что по состоянию на 1 января 2018 года совокупный объем Резервного фонда обнулен и он с 1 февраля прекратит существование.

Последние средства Резервного фонда (7,62 млрд долларов, 6,71 млрд евро и 1,1 млрд фунтов стерлингов) потратили в декабре на покрытие дефицита бюджета. Валюту продали за 1,042 трлн рублей, а вырученные средства отправили на единый счет федерального бюджета.

Это неожиданность?

О том, что Минфин мобилизует все ресурсы на борьбу с дефицитом бюджета и уже в 2017 году полностью потратит Резервный фонд, стало известно летом, когда в Думу поступил первый проект бюджета на 2018 год. Позже это подтвердил министр финансов Алексей Силуанов, который объявил, что Резервный фонд присоединят к Фонду национального благосостояния (ФНБ).

Однако тот же Силуанов в интервью «Ведомостям» утверждал, что никакой разницы от этого решения не будет: «Если закончатся средства Резервного фонда, то Фонд национального благосостояния – точно такой же резервный фонд», – говорил он.

Как появился Резервный фонд?

Резервный фонд и ФНБ создали в 2008 году по предложению министра финансов Алексея Кудрина на базе Стабилизационного фонда. В обоих новых фондах, как и ранее в Стабилизационном, собирались «незапланированные» доходы от продажи российской нефти, то есть все доходы, которые получало государство, когда цена на российский сорт Brent поднялась выше $20, а потом $27 за баррель.

Но Резервный фонд был создан в первую очередь для того, чтобы поддерживать бюджет и не допустить возникновения резкого дефицита, если цена на нефть упадет (за счет цены на нефть формируется около половины доходов бюджета). Цель ФНБ – покрытие дефицита Пенсионного фонда и проектов по повышению уровня жизни граждан.

Сам Кудрин был категорически против расходования денег из Резервного фонда, и считал его «подушкой безопасности» на случай внезапного кризиса.

Как формировался Резервный фонд?

С начала января 2008 года российские доходы от продажи нефти и газа резко выросли: впервые за всю историю цены на нефть превысили $100 за баррель и держались на этом уровне до осени. В 2009 году цены на нефть постепенно снизились до уровня $60-80, но потом снова выросли до $100-125 в 2011-2013 годах.

Читайте также:  Где заработать 10 рублей срочно

Из-за этого в 2008-2009 годах и 2013-2015 и начале 2016 года Резервный фонд рос примерно на 3-4 трлн рублей каждый месяц. В 2010-м туда в среднем приходило 1,5 трлн каждый месяц, в 2011 – по 0,7-0,8 трлн рублей в месяц, в 2017 – примерно на один триллион. Средства фонда, как этого требовал закон, переводились в иностранную валюту или в ценные бумаги государств и компаний с высоким кредитным рейтингом.

Последнее решение у многих депутатов вызывало недовольство. Часть экспертов считала, что, во-первых, от управления деньгами Резервного фонда можно было бы получать большие доходы. А во-вторых, по их мнению, вкладывая деньги Резервного фонда за границей, Россия ставит себя в слишком большую зависимость от иностранных партнеров.

Недовольство в России вызывало и то, что когда средства Резервного фонда власти все-таки начали тратить, крупные продажи валюты, в которой хранился фонд, оказывали влияние на колебания курса рубля.

Как фонд закончился?

Российский бюджет в последние несколько лет верстается с дефицитом:

  • в 2012 году он составил 0,02% ВВП,
  • в 2013-2014 году – 0,5% ВВП,
  • в 2015 году – уже 2,6% ВВП,
  • еще больше дефицит вырос в 2016 году – до 3,5%,
  • в 2017 году он составил в итоге 2%,
  • а в 2018 году запланирован на уровне 1,4% ВВП.

На рост расходов повлияли как Олимпиада, военные операции Кремля, так и наращивание социальных расходов, увеличение финансирования бюджетников и силовых структур.

Этот дефицит все последние годы покрывался именно из Резервного фонда.

Кремлю при этом было выгодно «обнулить» Резервный фонд», а не восполнять дефицит другими методами, например приватизацией активов. В итоге, когда Резервный фонд совсем уменьшился, его было решено слить с ФНБ, и летом 2017 года было принято именно такое решение.

В отличие от Резервного фонда, деньги ФНБ по закону российские власти могут тратить более свободно. Помимо покрытия дефицита Пенсионного фонда России, с 2013 года средства ФНБ шли на российские инфраструктурные проекты, поддержку банковского сектора, строительство олимпийских объектов в Сочи и Крыму. Также из этого фонда Кремль брал средства на политические инвестиции (в том числе кредит режиму Януковича на сумму $3 млрд, который новые украинские власти отказались возвращать).

По оценке Силуанова, только в 2017 году из ФНБ было израсходовано 662 млрд рублей, и на 1 января 2018 года в ФНБ должно было остаться порядка 3,7 трлн рублей.

Таким образом, «слив» оба фонда вместе, Кремль по сути получил возможность свободно тратить средства, полученные от продажи нефти внутри России, а не вкладывать их в иностранные долговые обязательства и валюту.

Что будет, когда закончатся деньги в Резервном фонде?

Что будет, когда ничего не будет? То есть, не, вообще, ничего, а когда у Минфина закончатся деньги в Резервном фонде (РФ) и Фонде национального благосостояния (ФНБ) (для простоты текста буду их вместе называть «резервами Минфина» или «резервными фондами»)? Для ленивых отвечу сразу: 1) это случится не завтра, 2) ничего страшного. А теперь, поподробнее.

Первое, количество денег в резервных фондах – величина, зависящая от курса доллара, т.к. основная часть резервов Минфина вложена в валютные активы. По состоянию на 1 сентября в резервных фондах было $104,9 млрд., что по текущему курсу рубля равно 6,6 трлн.рублей. Вычтем отсюда «удачно вложенные» в неликвидные проекты $24 млрд. (спасение ВЭБа, банков и олигархов в кризис 2008-го и 2014-го, инвестиции в Новатек, РЖД и пр.), остается около 5 трлн.рублей. Если предположить, что курс доллара изменится на 1 руб./$, то резервы Минфина вырастут или уменьшатся на 80 млрд.руб.

Второе, дефицит федерального бюджета в этом году может составить 3,5-3,7 трлн.рублей, то есть строго арифметически имеющихся резервов хватит примерно на полтора года. Но скорость расходования резервов зависит от величины дефицита федерального бюджета (который, в свою очередь, зависит от доходов и расходов) и от того, может ли Минфин найти иные источники финансирования дефицита. Понятно, что в нерастущей экономике при нерастущих ценах на нефть рост бюджетных доходов будет определяться темпами инфляции, которую (как назло!) Центральный банк пытается всеми силами погасить. То есть доходы расти будут, но очень медленно. Общие расходы бюджета (пока) по предложению Минфина правительство решило заморозить на три года, то есть они в целом не будут расти, но за счет роста одних статей другие будут сокращаться. Если такую конструкцию бюджета удастся выдержать на протяжении трех лет, то в 2019 году дефицит бюджета в номинальном выражении будет примерно в 2 раза меньше, чем в текущем году, т.е. средств резервных фондов хватит на более длительный срок. Конечно, есть вероятность и того, что правительство или президент вдруг решат решительно поддержать концепцию Глазьева-Титова и начнут резко наращивать бюджетные расходы, но тогда вопрос о достаточности резервных фондов потеряет всяческое значение.

Третье, имеющийся дефицит бюджета Минфин может (и должен) финансировать не только за счет резервных фондов, но и за счет других источников, крупнейшими из которых являются поступления от приватизации (вспомните обещания получить 1 трлн.рублей от продажи акций «Башнефти» и «Роснефти») и заимствования на внутреннем и внешнем рынках (сегодня государственный долг России составляет чуть более 16% ВВП, что существенно ниже любых границ безопасности). Если правительство будет продавать свои акции и занимать деньги на рынках, то сможет не тратить средства резервных фондов так быстро.

Подведем промежуточный итог: похоже, при нынешней бюджетной политике средств Минфиновских резервов хватит для финансирования расходов на 2,5-3 года.

А теперь, главное, что же будет, когда эти средства закончатся? Пусть даже через три года? И бюджетный дефицит будет такого размера, что Минфин не сможет финансировать его исключительно за счет рыночных заимствований и приватизации? Отвечу так: единственным источником финансирования дефицита останется Центральный банк (то есть та самая эмиссия, про которую многие говорят; и не важно, будет это делать ЦБ напрямую, кредитуя Минфин, или косвенно, выкупая у банков те ОФЗ, которые они будут покупать у Минфина, или кредитуя напрямую инвестиционные проекты, выбранные правительством), но последствия такой политики будут зависеть от масштабов эмиссионного финансирования дефицита. Если правительство сможет сдерживать свои аппетиты в пределах 1% ВВП, то, думаю, никаких серьезных последствий для экономики это не вызовет. Возможностей и инструментов у Банка России хватит для того, чтобы, давая деньги Минфину одной рукой, изымать их у банков другой, не допуская девальвации рубля и разгона инфляции. Если же аппетиты правительства будут более серьезными, то ЦБ не сможет реализовывать свою озвученную политику (инфляция не выше 4% в год и плавающий курс рубля) и должен будет согласиться либо с более высокой инфляцией, либо с перманентным ослаблением рубля, либо с потерей своих валютных резервов. Но, повторюсь, это не вопрос сегодняшнего дня.

В результате: спите спокойно, жители России! Резервов у Минфина для того , чтобы обеспечить плавное (а не резкое) снижение вашего уровня жизни на ближайшее время хватит. А что будет через 3 года? Давайте не будем гадать, слишком много событий может случиться за это время.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector