Временная Администрация В Банке Что Это - Puzlfinance.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Временная Администрация В Банке Что Это

Временная администрация кредитной организации

Временная администрация кредитной организации — специальный орган управления, назначаемым Банком России.

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет основания, по которым может быть принято решение о введении временной администрации:

  • кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей более семи дней в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств;
  • кредитная организация допускает сокращение собственных средств по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов ЦБ;
  • кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%;
  • кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене ее руководителя либо об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению или реорганизации в установленный срок;
  • имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Кроме того, временная администрация вводится в банк не позднее следующего дня, если решение об отзыве лицензии уже принято.

С момента введения временной администрации функции исполнительного органа кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены. В первом случае руководство банка обязано согласовывать сделки с недвижимостью, с иными активами, если их стоимость превышает 1% от размера балансовой стоимости кредитной организации, а также любые операции с заинтересованными или аффилированными лицами. В случае приостановления функций исполнительного органа временная администрация фактически принимает управление на себя. При этом ее сделки согласовываются с советом директоров или с общим собранием учредителей.

Основные задачи, которые решает временная администрация: проведение обследования кредитной организации, определение оснований для отзыва лицензии, разработка мероприятий по финансовому оздоровлению, установление кредиторов, принятие мер по обеспечению сохранности имущества и взысканию долгов.

В случае отзыва лицензии временная администрация проверяет достаточность средств для удовлетворения требований кредиторов. Если банк будет признан банкротом, то она составляет реестр требований для передачи конкурсному управляющему.

Временная администрация может быть введена в кредитную организацию Банком России на срок до шести месяцев.

Смотреть что такое «Временная администрация кредитной организации» в других словарях:

Временная администрация кредитной организации — 1. Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России. 2. Временная администрация действует в … Официальная терминология

Временная администрация — (англ provisional administration) по законодательству РФ о банкротстве специальный орган управления кредитной организацией, назначаемый ЦБР в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»** и нормативными… … Энциклопедия права

Временная администрация — (англ provisional administration) по законодательству РФ о банкротстве специальный орган управления кредитной организацией, назначаемый ЦБР в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»** и нормативными… … Большой юридический словарь

ВРЕМЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ — специальный орган управления, назначаемый Центральным банком РФ в качестве одной из мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации. ЦБ РФ вправе назначить временную администрацию (В.а.), если кредитная орг ция не… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

администрация по управлению кредитной организацией временная — Администрация по управлению кредитной организацией, назначаемая ЦБ РФ на период до принятия им решения о целесообразности и форме санации кредитной организации. Введение временной администрации означает передачу ей полномочий органов управления… … Справочник технического переводчика

АДМИНИСТРАЦИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ВРЕМЕННАЯ — администрация по управлению кредитной организацией, назначаемая ЦБ РФ на период до принятия им решения о целесообразности и форме санации кредитной организации. Введение временной администрации означает передачу ей полномочий органов управления… … Большой бухгалтерский словарь

Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

Что делать вкладчикам, у которых в банке больше 1,4 миллиона рублей — После отзыва у банка лицензии в порядке, установленном законодательством РФ, Банком России назначается временная администрация, которая является органом управления банка до вынесения арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Кризис — (Krisis) Содержание Содержание Финансовый кризис История Мировая история 1929 1933 годы время Великой депрессии Черный понедельник 1987 года. В 1994 1995 годах произошел Мексиканский кризис В 1997 году Азиатский кризис В 1998 году Российский… … Энциклопедия инвестора

Багаряков, Алексей Владимирович — Алексей Владимирович Багаряков Багаряков на выставке Иннопром 2012 Дата рождения: 31 декабря 1972(1972 12 31) (39 лет) Место рождения: Невья … Википедия

Временная администрация при банкротстве в банке

Лишение лицензии банковской организации сопровождается вводом в нее временной администрации. Она призвана решать сразу несколько поставленных задач, главная из которых заключается в принятии всех мер по избежанию банкротства до суда. Эта мера носит принудительное основание, поскольку контролируется ЦБ РФ, а руководство банка не вправе помешать этому.

Введение временной комиссии является наиболее часто принимаемой попыткой вывода банковской организации из банкротного состояния. Она вводится уже на следующий день после отзыва лицензии. Руководство банка полностью лишается возможности и правомочий проводить какие-то самостоятельные действия. Рассмотрим подробнее, что такое временная администрация при банкротстве, зачем она назначается и чем занимается?

Что такое временная администрация?

Это группа людей, временно исполняющая функции руководства банка-банкрота. Она назначается и вводится в учреждение, лишившуюся лицензионных документов на ведение банковского дела, по приказу Центрального Банка.

Целью назначения комиссии является восстановление работоспособности и платежеспособности банковского учреждения. Она занимается поиском и ликвидацией нарушений в работе банка. Согласно ФЗ №86 «О ЦБ РФ», временная комиссия является своеобразной оздоровительной санкцией для финансовой организации, которая нарушила законы, что привело к созданию угрозы невыполнения обязанностей перед кредиторами и вкладчиками.

Причины назначения временной администрации:

  • Неспособность учреждения выполнять свои обязанности перед кредиторами по погашению обязательных платежей в сроки, недостаток (или полное отсутствие) денег на счетах. Этот критерий относится к экономическим. Сначала ЦБ вводит мораторий на погашение задолженности перед кредиторами в трехмесячный срок, затем приостанавливает функции исполнительных отделов и назначает временных управляющих.
  • Банк снижает достаточность собственного капитала на 30% от его максимального значения за последние 12 мес. Этот критерий оценки финучреждения связан с отклонением от нормативных значений Банка России и требований к финотчетности. Если норматив капитала снижается на 20%, то банк должен самостоятельно предпринять действия по исключению возможности банкротства, а вот если норматив упал на треть, то это уже служит поводом для ввода временного руководства.
  • Текущая ликвидность упала на 20% и более. Она определяется, частное от деления суммы ликвидных активов на сумму обязательств по счетам до востребования до 30 дн.
  • Банк не выполняет выставленные требования ЦБ по смене своего руководителя и проведению мер по финансово-экономическому оздоровлению своих активов в трехмесячный срок. Этот критерий относится к числу административных. Если организация не приняла (или не смогла принять) действий по устранению выявленных нарушений и не сохранила доверия кредиторов и вкладчиков, то ЦБ вводит временную комиссию, которая займется этими функциями.
  • Наличие факторов, предшествующих отзыву лицензионных документов у банка. Они прописаны в ФЗ «О банках …».

Как назначается временная администрация.

В законодательстве прописан особый порядок ее создания. Решение о создании временного руководства принимается отделом надзора ЦБ РФ. Исполнять ее обязательности может и АСВ:

  • Местное подразделение ЦБ в регионе нахождения банка-банкрота и Департамент по оздоровлению банков составляют письмо в Банк России о введении временного руководства в учреждение.
  • Письмо содержит данные о банке, сведения о его финансовом состоянии, основания для приостановления работы и введения временного руководства, результаты проверок, предложение о составе комиссии и кандидатурах.
  • ЦБ публикует приказ о назначении комиссии в обанкротившийся банк.

Задачи временной комиссии при отзыве лицензионных документов:

  • Поиск решений по избежанию банкротства
  • Разработка решений по финоздоровлению.
  • Сохранение собственности и документации.
  • Выявление признаков возможного банкротства.
  • Обследование банка на предмет мошеннических действий по стороны его руководства.
  • Восстановление платежеспособности
  • Принятие действий по взысканию долгов с должников банка.

Структура временного руководства.

  • Начальника. Он должен иметь высшее юридическое или экономическое образование, стаж работы в кредитном учреждении не меньше 1 г.
  • Заместителя начальника. Требования такие же, как к начальнику.
  • Членов комиссии. Должны работать в банковских отделах не менее 2 лет.

Количество участников определяется, исходя из размера банкрота и его филиалов, объема возможных работ. В состав участников не имеют права входить:

  • Исполнительные органы банка
  • Кредиторы банкрота и вкладчики
  • Должники.
  • Судимые лица или совершившие правонарушения в сфере уплаты налогов, работы на рынке ценных бумаг и проч.

Контакты для связи с временной администрацией банка с отозванными лицензионными документами находятся на сайте АСВ и ЦБ РФ, а также на табличках закрытого банка.

Временная Администрация В Банке Что Это

Мнение профессионала

Разделение банков: Не всем нужна универсальная лицензия

В последние годы банковский капитал стал перетекать в другие финансовые, менее зарегулированные, сферы. Почему это происходит и что надо сделать, чтобы количество банков не уменьшалось, капитал не перетекал в другие сферы, а люди не подвергались опасности потерять свои деньги? Для усиления конкуренции на банковском рынке, упрощения доступа к банковским услугам населения, МСБ и органов местного самоуправления, а также для для активизации кредитования в регионах надо внести изменения в закон о банковской деятельности и разделить банки на базовые и универсальные.


Василий Фурман: член Совета НБУ
Правило успеха
«Качество — это не только соответствие определенным стандартам, но и постоянное совершенствование»
Финансы

Интервью

Что означает введение временной администрации для вкладчиков банка?
05.04.09

“Даже в случае ликвидации банка его заемщики должны возвращать кредиты. Из этих денег и будут погашать долги перед вкладчиками”

Временная администрация вводится в банк не для того, чтобы зафиксировать его банкротство. Наоборот, ее задача — сделать все возможное для спасения финансового учреждения . В последнее время достаточно часто приходится слышать сообщения о том, что в том или ином банке, где возникли проблемы с возвратом депозитов, вводится временная администрация Нацбанка. У вкладчиков

материалы в тему:

этих финансовых учреждений такие сообщения обычно радости не вызывают, ведь опыт показывает: введение временной администрации, как правило, служит прологом к полному прекращению деятельности банка.

Впрочем, совсем недавно мы стали свидетелями другой истории. Из “Проминвестбанка“, оказавшегося первой жертвой финансового кризиса, 17 марта была выведена временная администрация, и банк продолжил работу.

Что же такое временная администрация? Как она действует и есть ли шанс, что и другие банки с ее помощью преодолеют свои трудности? Об этом корреспондент беседует с членом совета Национального банка Василием Горбалем.

“Временная администрация назначается, когда вокруг банка возникает паника”

— Действительно, в прежние годы опыт назначения временных администраций в банках был, как правило, неудачным. Обычно администрации вводились уже тогда, когда единственным выходом из проблемной ситуации оставалась процедура банкротства. Замечу, речь шла в основном о небольших банках, которые их руководство или владельцы зачастую сознательно доводили до банкротства. Поэтому закономерным результатом работы временной администрации становилось закрытие банка.

Однако на самом деле администрация вводится в банк совсем не для того, чтобы зафиксировать его гибель. Наоборот, ее задача — сделать все возможное для спасения учреждения.

— Обычно она назначается, когда вокруг банка возникает паника. Напуганные слухами или сообщениями СМИ, люди начинают лихорадочно выводить деньги из финансового учреждения. При этом в банке возникает нехватка средств, а от этого паника только усиливается. Естественно, в таких условиях поддерживать стабильную работу учреждения и защитить его от банкротства практически невозможно. Трудно обслуживать банкоматную сеть, обеспечивать бесперебойную работу отделений. К тому же в дело вмешивается человеческий фактор. Ведь и сотрудники банка в экстремальных условиях могут, как и все люди, действовать необдуманно, совершать ошибки.

Временная администрация вводится для погашения паники, стабилизации ситуации в банке. Администратор принимает меры, чтобы исключить риск выведения владельцами активов банка за границу. Такая передышка позволяет финучреждению восстановить нормальную работу.

Кроме того, поскольку банком в этот период руководит человек, которому доверяет НБУ, то учреждению легче решать вопросы, связанные, например, с рефинансированием или поиском нового инвестора. Эти проблемы с успехом удалось разрешить в “Проминвестбанке” в тот период, когда им руководила временная администрация.

— Главным последствием для вкладчиков является то, что с началом работы временной администрации в банке вводится мораторий на выполнение требований кредиторов. При этом кредиторами считаются и вкладчики, которые держат в банке свои депозиты. Таким образом, пока в банке работает временная администрация (а вводится она, как правило, на шесть месяцев), вкладчики не могут получить свои деньги.

— Все это банк в период пребывания в нем временной администрации продолжает делать. В зависимости от уровня ликвидности Нацбанк может вводить определенные ограничения, однако в целом банк работает.

“НБУ проводит аукционы по продаже валюты, необходимой гражданам для погашения кредитов, по курсу, близкому к официальному”

— По итогам введения временных администраций Национальный банк должен будет принять решение о судьбе каждого банка. В зависимости от обстоятельств это может быть слияние банков с другими банковскими учреждениями или их рекапитализация. В отдельных случаях, возможно, будет достаточно просто предоставить банку рефинансирование. А некоторые банки, возможно, будут ликвидированы.

На данный момент мы можем говорить о первом позитивном опыте работы временной администрации. Недавно администратор выведен из “Проминвестбанка”, который первым из украинских банков испытал на себе тяжесть нынешнего кризиса. Однако введение временной администрации позволило стабилизировать ситуацию в банке, подыскать ему инвесторов… Теперь банк функционирует в нормальном режиме.

Успешной работе администрации “Проминвестбанка” способствовал целый ряд факторов: хорошая клиентская база банка, квалифицированный персонал и воля владельцев и сотрудников к тому, чтобы все же найти выход из возникшей ситуации.

— В течение длительного времени политики настойчиво внушали населению, что единственным инструментом компенсации сбережений является Фонд гарантирования вкладов. В процессе дискуссий разные политики соревновались между собой, кто предложит более высокую сумму компенсации. Но одновременно все давали понять, что средств фонда в случае ликвидации даже одного крупного банка не хватит. Это, безусловно, послужило подрыву доверия и к банковской системе, и к системе гарантирования вкладов.

Однако Фонд гарантирования вкладов отнюдь не является единственной надеждой вкладчиков. В первую очередь заметим, что банк не только принимает депозиты, но и выдает кредиты. Даже в случае ликвидации банка кредиты будут возвращать, и из этих денег станут погашать обязательства перед вкладчиками.

Кроме того, украинские банки обладают достаточно крупными и привлекательными активами. Ведь недаром в последние годы зарубежные финансовые группы охотно приобретали наши банки. И эти активы также могут быть обращены на возврат вкладов.

Ну и, наконец, государство может предпринять шаги для компенсации вкладов населения. Это и рефинансирование банков, и рекапитализация. А при наличии политической воли могут быть приняты изменения в бюджет, предусматривающие выделение необходимых средств. Тем более что подобный опыт уже есть. Ведь принят же специальный закон о компенсации обесцененных вкладов в Сбербанке СССР.

— У нас уже стало неким ритуалом собирать банкиров и вынуждать их давать какие-то обещания. На мой взгляд, это только убеждает людей в том, что во всех бедах в экономике виноваты банки.

Прогноз о стабилизации курса гривни сделан на основе изучения текущей ситуации в экономике. В настоящее время произошли положительные изменения в платежном балансе Украины. Если в прошлом году он был отрицательным (то есть Украина импортировала больше товаров, чем экспортировала. — Авт.), то в первые месяцы нынешнего года мы видим существенное сокращение импорта, в результате чего платежный баланс стал положительным. Это снижает давление на курс гривни и дает возможность говорить о том, что в дальнейшем резких колебаний курса не будет.

— Конечно, желательно было бы это сделать. И определенные шаги в данном направлении осуществляются. Например, Национальный банк начал проводить специализированные аукционы, на которых продает валюту, необходимую гражданам для погашения кредитов, по курсу, близкому к официальному.

Однако в силу разных обстоятельств, в том числе спекулятивных действий некоторых субъектов рынка, полностью сблизить рыночный и официальный курсы пока нельзя.

— Этот вопрос поднимался еще во время первого совещания с банкирами. Предлагалось запретить кредитование в валюте тех субъектов, которые не имеют валютных доходов. Однако окончательное решение так и не было принято.

Напомню, что у нас уже был мораторий на валютное кредитование, но его отменили в 2003 году, когда в Украину начали активно приходить банки с иностранным капиталом. Им было выгодно возобновление кредитования в валюте, поскольку таким образом они избегали валютных рисков, связанных с колебаниями гривни. Возник бум валютного потребительского кредитования, и сегодня мы пожинаем его печальные плоды.

Думаю, что уроки из нынешней ситуации все же будут извлечены, и кредиты в долларах запретят выдавать субъектам, которые не получают валютных доходов.

Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией.

В соответствии с федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также с Положением о Комитете банковского надзора Банка России, утвержденным Приказом ЦБ РФ от 18 декабря 1996 г. № 02-463 и Положением ЦБ РФ от 9 ноября 2005 г. № 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией», временная администрация назначается Комитетом банковского надзора Банка России или Председателем Банка России по ходатайству территориального учреждения Банка России и (или) Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России на срок не более 6 месяцев. Причинами такого назначения могут быть [1] :

  • 1) кредитная организация не удовлетворяет требованиям отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 7 дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  • 2) кредитная организация допускает снижение собственных средств более чем на 30% по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последний год, при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
  • 3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%;
  • 4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;
  • 5) в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии. Временная администрация возглавляется руководителем.

Он несет основную ответственность за деятельность кредитной организации и назначается из числа лиц, имеющих лицензию арбитражного управляющего, которая выдается в соответствии с Законом о банкротстве, а также аттестат конкурсного управляющего, выдаваемый Банком России. Система аттестации руководителей временных администраций позволяет обеспечить надзор за их деятельностью и направлена на предотвращение случаев мошенничества. Кроме руководителя, временная администрация включает заместителя и членов временной администрации.

В то же время в состав временной администрации не могут входить руководитель кредитной организации, заместители руководителя кредитной организации, лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекцию), а также главный бухгалтер, руководитель ревизионной комиссии и члены ревизионной комиссии, руководитель службы внутреннего контроля кредитной организации и работники службы внутреннего контроля кредитной организации; руководители кредитной организации, которая является основным или дочерним обществом по отношению к данной кредитной организации; лица, являющиеся кредиторами кредитной организации (в том числе вкладчиками); лица, имеющие задолженность перед кредитной организацией; лица, имеющие судимость за совершение преступлений в сфере экономики и против государственной власти; лица, с которыми в течение последних двух лет были расторгнуты трудовые договоры; лица, по вине которых кредитной организацией были допущены нарушения федеральных законов и нормативных актов Банка России.

При назначении временной администрации права учредителей (участников) кредитной организации могут быть ограничены (если осуществление учредителями своих прав наносит ущерб интересам третьих лиц) либо приостановлены. При ограничении полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация является фактически контролирующим и наблюдательным органом. Поэтому ее функции, предусматривающие вмешательство в дела кредитной организации, невелики. Напротив, при приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация принимает на себя те права и обязанности, которые предусмотрены для указанных органов федеральными законами и учредительными документами самой кредитной организации. В частности, в этом случае временная администрация: осуществляет полномочия исполнительных органов кредитной организации; разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение; принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации; устанавливает кредиторов кредитной организации и размер их требований; принимает меры к взысканию задолженности перед кредитной организацией и т.д. В этот период исполнительные органы кредитной организации не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами и учредительными документами кредитной организации. Решения иных органов управления кредитной организации вступают в силу только после их согласования с временной администрацией. При этом противодействие со стороны органов управления, а также работников кредитной организации осуществлению функций временной администрации влечет за собой наступление ответственности, которая устанавливается федеральными законами.

Основными механизмами реструктуризации кредитных организаций, проводимых временной администрацией, выступают следующие.

  • 1. Реализация мировых соглашений, заключенных с кредиторами.
  • 2. Работа с проблемными активами — проведение комплекса мероприятий по возврату проблемной задолженности, реализации проблемных активов.
  • 3. Финансирование проектов по реструктуризации кредитных организаций, обеспечение возврата выделенных средств.
  • 4. Программа гарантирования возврата вкладов населения. Деятельность временной администрации прекращается как по

истечении срока ее действия, так и досрочно — в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения; или в случае невозможности обеспечения личной безопасности руководителей и членов временной администрации. При этом факт невозможности обеспечения личной безопасности должен быть подтвержден перед Банком России копиями соответствующих документов (в том числе копиями обращений временной администрации в правоохранительные органы с просьбой о принятии мер по обеспечению личной безопасности и копиями ответов на данные обращения).

Решение о прекращении деятельности временной администрации принимается Комитетом по ходатайству территориального учреждения Банка России и (или) ходатайству Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России, а также по поручению Председателя Банка России либо по инициативе Комитета и оформляется приказом ЦБ РФ, который подписывают Председатель Банка России или его заместитель, возглавляющий Комитет. Приказ ЦБ РФ о прекращении деятельности временной администрации доводится до территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций в порядке, установленном нормативными актами Банка России, и публикуется в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней с момента его принятия.

После отзыва лицензии на проведение банковских операций кредитная организация не вправе заниматься деятельностью; все сделки, осуществленные после этого, в соответствии со ст. 173 ГК РФ признаются недействительными. Следовательно, такая кредитная организация не может отвечать за невыполнение ею своих обязательств по любым договорам. По этой причине клиенты не вправе взыскать убытки, вызванные несвоевременными расчетами, штрафные санкции, предусмотренные как договорами, так и законодательством, или непредоставлением обещанного кредита. Поэтому с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:

  • 1) считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации. Обязательства кредитной организации в иностранной валюте учитываются в рублях по курсу Банка России, действовавшему на день отзыва у кредитной организации указанной лицензии;
  • 2) прекращаются начисление процентов, а также неустоек (штрафов, пени) и наложение иных финансовых (экономических) санкций по обязательствам кредитной организации;
  • 3) приостанавливается исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных решений по имущественным взысканиям, вступивших в законную силу до момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
  • 4) запрещаются до момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или до назначения арбитражным судом конкурсного управляющего заключение сделок кредитной организацией и исполнение обязательств по сделкам кредитной организации (за исключением сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с уполномоченным представителем Банка России в случае его назначения).

Переоценка средств кредитной организации в иностранной валюте, драгоценных металлов, ценных бумаг, находящихся в собственности кредитной организации, после отзыва лицензии и до момента их списания осуществляется в общеустановленном порядке с отнесением курсовой разницы на соответствующие балансовые счета.

Порядок ликвидации юридического лица. После отзыва лицензии участниками кредитной организации должно быть принято решение о ее ликвидации с соблюдением требований ст. 92, 95 и 104 ГК РФ и с обязательным уведомлением Банка России о принятом решении в соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ. При выявлении у кредитной организации после отзыва лицензии признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных действующим законодательством, ее ликвидация может быть осуществлена только в соответствии со ст. 65 ГК РФ. В течение одного месяца с даты отзыва лицензии в кредитной организации должна быть создана ликвидационная комиссия. В противном случае территориальное учреждение Банка России на основании ст. 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации этой кредитной организации независимо от ее финансового состояния. Заявление в арбитражный суд о признании кредитной организации банкротом вправе также подать кредитная организация, ее кредиторы, прокурор, налоговые и иные уполномоченные, а также органы по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Ликвидация кредитной организации может осуществляться ликвидационной комиссией, ликвидатором, конкурсным управляющим. При добровольной ликвидации кредитной организации (абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ), а также при принудительной ликвидации (абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ) без назначения арбитражным судом ликвидатора участники назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и согласовывают ее состав с территориальным учреждением Банка России, а также устанавливают порядок и сроки ликвидации кредитной организации. При принудительной ликвидации кредитной организации с назначением арбитражным судом ликвидатора последний осуществляет ликвидацию кредитной организации в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», если иное не предусмотрено решением арбитражного суда. При объявлении кредитной организации банкротом по решению арбитражного суда (п. 1 ст. 65 ГК РФ) ее ликвидация осуществляется в порядке конкурсного производства конкурсным управляющим, назначаемым арбитражным судом. При добровольном объявлении кредитной организацией о банкротстве (п. 2 ст. 65 ГК РФ) участники назначают по согласованию с территориальным учреждением Банка России ликвидационную комиссию (ликвидатора).

В состав ликвидационной комиссии должны входить участники кредитной организации, ее кредиторы, должностные лица исполнительного органа кредитной организации, другие лица, кроме лиц, предусмотренных действующим законодательством. Работники Банка России не могут быть членами ликвидационной комиссии кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России является кредитором ликвидируемой кредитной организации. Председатель ликвидационной комиссии при осуществлении ликвидационных процедур выполняет обязанности конкурсного управляющего.

После создания в кредитной организации ликвидационной комиссии, назначения конкурсного управляющего ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Далее ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

На основании утвержденного и согласованного ликвидационного баланса территориальное учреждение Банка России представляет в Департамент по организации банковского санирования свое заключение о результатах работы ликвидационной комиссии (конкурсного управляющего, ликвидатора) с приложением документов, перечень которых устанавливается нормативными актами Центрального банка РФ. Основываясь на этом заключении, Банк России подготавливает приказ об аннулировании записи о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Ликвидация кредитной организации считается завершенной с момента аннулирования записи о ее регистрации в Книге государственной регистрации кредитных организаций.

Временная администрация по управлению кредитной организацией

Мерой принуждения с весьма специфическим правовым режимом является предусмотренное ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России и ст. 189.25-189.43 Закона о банкротстве назначение временной администрации по управлению кредитной организацией. Порядок назначения и деятельности временной администрации регулируется также Положением Банка России от 9 ноября 2005 г. № 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией» [1] .

Временной администрацией по управлению кредитной организацией в соответствии со ст. 189.25 Закона о банкротстве признается специальный орган управления кредитной организацией. Основной теоретической и практической правовой проблемой временной администрации является двойственность ее правовой природы. С одной стороны, временная администрация является органом управления кредитной организацией. С другой стороны, данный орган управления кредитной организацией не зависит от воли и волеизъявления учредителей (участников) кредитной организации; он назначается в силу властных полномочий Банка России.

При назначении временной администрации происходит ограничение не только прав кредитной организации, но и прав ее учредителей (участников), прежде всего — прав собственности. Следует отметить, что это ограничение основано на Законе и соразмерно целям, определенным ч. 3 ст. 55 Конституции РФ [2] . Немаловажным обстоятельством является то, что назначение временной администрации является одной из тех мер, сведения о которой практически немедленно становятся известны публике [3] , что влияет на деловую репутацию как самой кредитной организации, так и ее учредителей (участников) и руководителей. В силу этих причин назначение временной администрации — одна из тех мер, принятие решение по которым отнесено к компетенции Комитета банковского надзора Банка России как органа Банка России, через который последний реализует свои надзорные функции (ст. 56 Закона о Банке России).

Временная администрация назначается с кругом полномочий, соответствующих одному из трех предусмотренных законом правовых режимов:

  • 1) в соответствии со ст. 189.30 Закона о банкротстве при назначении временной администрации полномочия органов управления кредитной организацией ограничиваются. Временная администрация осуществляет в основном функции наблюдателя, частично контролируя ряд сделок;
  • 2) в соответствии со ст. 189.31 Закона о банкротстве при назначении временной администрации полномочия органов управления кредитной организацией приостанавливаются. Временная администрация полностью заменяет исполнительные органы управления кредитной организацией;
  • 3) в соответствии со ст. 20 Закона о банках и ст. 189.32 Закона о банкротстве при назначении временной администрации после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций исполнительные органы управления отстраняются от осуществления своих полномочий. Целью деятельности временной администрации является обеспечение сохранности имущества и документации кредитной организации и оценка ее финансового состояния для выяснения признаков банкротства, предусмотренных ст. 189.8 Закона о банкротстве.

Кроме того, назначение временной администрации предусмотрено в качестве меры, содержащейся в плане участия Агентства по страхованию вкладов в финансовом оздоровлении банка (ст. 189.34 Закона о банкротстве). В этой части Закон о банкротстве предусматривает самостоятельные основания назначения временной администрации и порядок ее формирования. В частности, в этом случае временная администрация формируется из сотрудников Агентства но страхованию вкладов.

В соответствии с ст. 189.26 Закона о банкротстве Банк России вправе назначить временную администрацию, самостоятельно определив объем ее полномочий, в следующих случаях:

  • 1) если кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) нс исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  • 2) если кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
  • 3) если кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20%;
  • 4) если кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;
  • 5) если в соответствии с Законом о банках имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
  • 6) Комитетом банковского надзора Банка России утвержден план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.

В качестве дополнительных следует считать основания, предусмотренные ч. 2 ст. 74 Закона о Банке России, а именно: при неисполнении кредитной организацией в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков).

Вместе с тем в соответствии с и. 2 ст. 189.26 Закона о банкротстве и ч. 5 ст. 20 Закона о банках Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию нс позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

В качестве руководителя временной администрации может выступать только служащий Банка России (ст. 189.28 Закона о банкротстве), за исклю- чением случаев, когда в качестве временной администрации выступает Агентство по страхованию вкладов.

Законом о банкротстве (ст. 189.27) установлен срок деятельности временной администрации — шесть месяцев. Этот срок может стать «пресекательным» для деятельности самого банка, так как в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 20 Закона о банках Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случае наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Законом о банкротстве, имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом. При этом в соответствии с п. 2 ст. 189.27 Закона о банкротстве, если к моменту окончания установленного данным Федеральным законом срока действия временной администрации по-прежнему имеются основания для ее назначения, временная администрация направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Иными словами, если к моменту, когда полностью окончился срок деятельности временной администрации, установленный законом (приказом Банка России временная администрация может быть назначена на меньший срок, но Банк России может продлить действие своего приказа в пределах срока, установленного законом), но сохранились любые основания для назначения временной администрации, предусмотренные ст. 189.26 Закона о банкротстве (т.е. не только те, которые стали причиной ее назначения первоначально), то временная администрация обязана направить такое ходатайство — независимо от мнения, к примеру, территориальных учреждений Банка России, которым нормативными актами Банка России отведена значительная роль в процедуре отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Закон определяет «защитные механизмы» деятельности временной администрации. В соответствии с нормой абз. 2 и. 1 ст. 189.37 Закона о банкротстве ограничена возможность приостановления деятельности назначенной временной администрации с помощью мер по обеспечению исков как по отношению к Банку России, гак и по отношению к самой кредитной организации либо мер, предусмотренных ст. 199 АПК РФ.

Закон четко определяет цели деятельности временной администрации и, с учетом этого, характер ее полномочий. Цель деятельности временной администрации состоит, прежде всего, в том, чтобы провести обследование кредитной организации (т.е. оценить достоверность отчетности, реальность формирования резервов и т.д.). При этом при выявлении каких-либо оснований для отзыва лицензии, предусмотренных ст. 20 Закона о банках, временная администрация обязана направить в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии. В случае, если указанные основания не являются обязательными для отзыва лицензии на осуществление банковских операций (ч. 1 ст. 20 Закона о банках), Банк России может признать нецелесообразным отзыв лицензии, и тогда временная администрация, если она функционирует в режиме «приостановления», имеет возможность осуществить мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации.

С обеспечением благоприятных условий осуществления этих мероприятий связано несколько положений п. 2 ст. 189.31 Закона о банкротстве, согласно которым временная администрация, в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации, вправе:

  • • обирать собрание учредителей (участников) кредитной организации в порядке, установленном федеральными законами;
  • • обращаться от имени кредитной организации в суд с требованием о привлечении к ответственности членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, единоличного исполнительного органа кредитной организации (директора, генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа кредитной организации (правления, дирекции), если их виновными действиями (бездействием) кредитной организации были причинены убытки, в размере причиненных убытков, если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами;
  • • обращаться от имени кредитной организации в суд или арбитражный суд с требованием о признании сделок, совершенных кредитной организацией, недействительными по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 61.1—61.9 Закона о банкротстве с учетом особенностей, установленных ст. 189.40 указанного закона.

Право временной администрации собирать собрание учредителей (участников) кредитной организаций обеспечивает прямое взаимодействие временной администрации (а через нее — Банка России) с учредителями (участниками) кредитной организации. Формально — только на таком собрании может быть принят ряд важнейших для судьбы кредитной организации решений: об уменьшении уставного капитала (если размер собственных средств будет признан меньше размера уставного капитала), об увеличении уставного капитала, о принятии новых участников и вкладов в имущество (в обществах с ограниченной ответственностью) и т.д. Фактически — проведение собрания может стать важнейшим индикатором того, насколько ответственно учредители (участники) относятся к судьбе «своего» банка.

Вынесение судом решения по иску, связанному с взысканием убытков, с учетом ст. 11 и 16 Закона о банках, влечет за собой ограничение права соответствующего лица приобретать акции (доли) иных кредитных организаций и занимать в них руководящие должности.

В Законе о банкротстве ст. 189.40 определены особенности признания сделок, совершенными кредитными организациями, недействительными. Общие основания для признания сделок, совершенными кредитной организацией до даты назначения временной администрацией, недействительными определяются ст. 61.1— 61.9 Закона о банкротстве.

Особый режим предусматривается при назначении временной администрации после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Банк России в соответствии с п. 2 ст. 189.26 Закона о банкротстве и ч. 5 ст. 20 Закона о банках обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Назначение временной администрации после отзыва лицензии на осуществление банковских операций преследует иные цели, нежели назначение временной администрации до отзыва лицензии. Это прежде всего консервация кредитной организации, т.е. обеспечение сохранности ее имущества и документации, необходимой для последующего удовлетворения требований кредиторов, а также — при необходимости — для решения вопроса о привлечения к ответственности руководителей и учредителей (участников) кредитной организации. Поэтому из функций временной администрации, назначаемой после отзыва у кредитной организации лицензии, исключена такая функция, как осуществление мероприятий по финансовому оздоровлению (и. 1 ст. 189.32 Закона о банкротстве).

Две функции временной администрации, назначаемой после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, прямо нацелены на повышение эффективности процедур удовлетворения требований кредиторов.

Во-первых, временная администрация, назначаемая после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, выявляет кредиторов, в том числе публикуя сведения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в печатном органе, и составляет реестр их требований. Указанный реестр требований кредиторов передается ликвидатору (конкурсному управляющему) кредитной организации после принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации либо признании ее банкротом и открытия конкурсного производства. Но так как для вынесения судебного решения требуется определенное время, которое фактически откладывает момент удовлетворения требований кредиторов, то составление реестра еще до начала процедур ликвидации (конкурсного производства) позволяет достаточно быстро определить объем требований, подлежащих удовлетворению.

Во-вторых, в задачу временной администрации после отзыва лицензии на осуществление банковских операций у банка, состоящего на учете в системе страхования вкладов, входят составление и представление в Агентство по страхованию вкладов в семидневный срок реестра обязательств банка перед вкладчиками, подтверждающего привлечение денежных средств во вклады, подлежащих страхованию (п. 1 ст. 30 Закона о страховании вкладов). Данный реестр является основой для страховых выплат Агентства вкладчикам — физическим лицам.

Читайте также:  Как разблокировать мобильный банк сбербанка
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector